Время новостей
     N°193, 18 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2002
Бензиновая инфляция
Чиновники признают возможность роста цен на топливо
Возможно, в недалеком будущем автовладельцам придется заправлять свои машины бензином по цене на треть выше нынешней. Правда, это всего лишь экспертная оценка. Однако сам по себе рост цен на автомобильное топливо уже предопределен.

Вчера МНС распространило официальное заявление, в котором не исключило возможности повышения цен на бензин в связи с новым порядком установления экспортных пошлин на нефть. Другую причину роста бензиновых цен озвучила вчера на встрече с журналистами глава департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева. По ее словам, «цены на нефтепродукты в 2003 году будут расти в связи с повышением акцизных ставок, однако резкого, скачкообразного роста цен не будет». В том, что бензиновые цены продолжат свой рост, уже давно не сомневаются ни аналитики, ни сами нефтяные компании. Однако из уст государственного чиновника подобное признание прозвучало в этом году впервые.

По подсчетам налоговиков, в связи с изменением с января будущего года порядка экспорта нефтепродуктов вывоз нефти из России в 2003 году может вырасти в 1,5 раза. Нефть станет намного выгоднее экспортировать, чем производить бензин. Однако в МНС не уверены, что именно этот фактор сыграет главную роль в повышении бензиновых цен.

Зато последствия роста акцизов для бензинового рынка налоговики просчитали более конкретно. Акцизная составляющая в бензиновых ценах невелика, подчеркнула г-жа Карасева. «С начала этого года розничные цены на бензин в среднем увеличились на 25% в условиях, когда ставки акцизов не менялись, --сказала она. -- Изменения по акцизам, которые вступят в силу с 1 января следующего года, предусматривают перенос уплаты этих сборов с производства на розничную сеть и не увеличивают налоговое бремя в расчете на тонну нефтепродуктов, поэтому объективно они не могут оказать влияние на увеличение цен на нефтепродукты. При введении повышенных ставок акциза доля акциза в цене бензина увеличится лишь на 3,5%». Следовательно, правовых и экономических оснований для резкого роста цен на нефтепродукты в следующем году нет, делают вывод в МНС.

К сожалению, специальных экономических оснований для повышения бензиновых цен вовсе и не потребуется. Достаточно того, что появляются целых две «официальных» причины для изменения ценников на бензоколонках, чем нефтяные компании не преминут воспользуются «на все сто».

Теоретически, 45-процентное повышение акцизов -- это 10--13-процентный рост стоимости топлива, который закладывается в оптовую цену на нефтеперерабатывающем заводе. Так что цены повысятся минимум на 10%. Но это именно «минимум».

Аналитик ИК «Проспект» Михаил Зак считает, что поскольку введение новых акцизов совпадает с традиционным новогодним ростом цен, то можно ждать взлета стоимости бензина до 20%, после чего должно последовать некоторое снижение, приблизительно на 5%.

Свою роль в повышении цен могут сыграть не только новые ставки акцизов, но и новые правила их взимания, стимулирующие монополизацию бензинового рынка крупными компаниями. Как заявил газете «Время новостей» вице-президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, «изменения в налоговом законодательстве говорят, что зачет или освобождение по уплате акцизов получат только торговцы, имеющие мощности по производству или продаже нефтепродуктов в собственности. Соответственно, мелкие компании, арендующие оборудование, не смогут работать на рынке и будут вынуждены уйти, уступив место крупным. Поэтому на рынке может установиться монополия крупных вертикально интегрированных компаний».

Крупные компании пока отрицают возможность повышения цен более чем на 10%. В ЛУКОЙЛе корреспонденту газеты «Время новостей» сообщили, что существенное увеличение цены также не в интересах торговцев. «Если покупательная способность будет ниже уровня цен, то возникнут проблемы сбыта». Что касается передела среди участников бензинового рынка, то на ценах это скажется только в лучшую сторону, считают в ЮКОСе. Как заявили нашей газете в этой компании, изменения по акцизам, вступающие в силу с нового года, позволят убрать с рынка торговцев «левым товаром», которые и задирают цены.

Впрочем, все эти прогнозы могут быть скорректированы ситуацией на мировом рынке. С ним наш внутренний рынок топлива связан хотя бы масштабами экспорта. А мировая конъюнктура сегодня почти непредсказуема. Развитие ситуации вокруг Ирака позволяет прогнозировать и невероятный рост нефтяных цен, и их глубокое падение.

Денис РЕБРОВ