Время новостей
     N°191, 16 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2002
Возвращение иномарки
Россия упрощает таможенный режим для сборщиков автомобилей
Российским потребителям, кажется, готовы вернуть право выбора между отечественными и иностранными автомобилями. Правда, при условии, что иномарки будут собраны в самой России.

ГТК сообщил вчера, что буквально на днях будут подписаны документы, упрощающие таможенное оформление для сборочного производства компании «Форд» во Всеволожске, под Санкт-Петербургом. Причем на введении упрощенных таможенных режимов для сборщиков власти останавливаться не собираются: до конца этого года в России будут снижены пошлины на импорт оборудования для автомобильной промышленности.

До сих пор в России многие предприятия, включая производство того же «Форда», использовали так называемый режим таможенного склада, при котором ввозимые товары временно не облагаются пошлинами. Уникальность ситуации в том, что на сей раз импортеру -- с точки зрения процедур -- предоставлены действительно особые условия таможенного оформления. Для завода «Форд» (выпускающего адаптированные к российским условиям машины «Форд-Фокус»; проектная мощность 25 тысяч в год с перспективой роста до 100 тысяч) будет создан отдельный таможенный пост. Вместо таможенных деклараций, оформление которых обычно занимает много времени, таможенники будут принимать простые заявления на все ввозимые-вывозимые заводом грузы. Комплектующие местного производства будут вовсе освобождены от декларирования. Без пошлин с «Форда» будут вывозиться автомобили и двигатели для испытаний. Не придется платить таможенные сборы и за вывоз производственного оборудования для ремонта. По согласованию с ГИБДД упрощена также регистрация собранных в России «Фордов».

Как заявила корреспонденту газеты «Время новостей» пресс-секретарь ЗАО «Форд Мотор Компани» Екатерина Кулиненко, новые правила существенно упростят оформление ввозимых комплектующих и документооборот завода в целом. Сведения о выпущенных партиях автомобилей будут подаваться заводом без детализации по каждой машине. Таможенные преференции, предоставленные заводу, не должны пойти в ущерб ни бюджету региона, ни бюджету страны, считает аналитик ИБГ «НИКойл» Вячеслав Смольянинов, поскольку «Форд» получил не «денежные» льготы, а менее бюрократический режим работы.

Подобный путь вряд ли встретит сопротивление со стороны известного своими лоббистскими возможностями автопрома России. Более того, изгоняя с российских дорог своего главного конкурента -- старые иномарки, российские автозаводы рассчитывают перенаправить народную любовь к иностранным машинам в полезное для себя русло, загрузив свои мощности производством более современных автомобилей. Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников на прошлой неделе заявил, что добровольно уступит часть своего рынка той западной компании, которая на сборочных площадях его завода начнет производство абсолютно новой модели. При условии, что автомобиль будет полностью разработан и подготовлен к постановке на конвейер, а его цена не превысит 10 тыс. долларов.

Пока в режиме особого таможенного оформления будет работать лишь автозавод «Форд». Однако для других предприятий, которые также пожелают открыть в России сборочное производство, этот путь не заказан. «Инвестиционное соглашение завода «Форд» подразумевает действие режима таможенного склада, -- заявила газете «Время новостей» глава пресс-службы ГТК Ирина Скибинская. -- Применение этого режима мы упростили по просьбе завода. Для других инвесторов, если они пожелают создавать сборочное производство, упрощение таможенного оформления будем поводить исходя из их пожеланий». И хотя, например, руководители проекта ЗАО «GM-АвтоВАЗ» по производству «Шевроле-Нива» уверяют, что таможенных преференций им не понадобится, поскольку автомобили будут собираться по большей части из российских комплектующих, достигнуть качественной сборки с отечественными комплектующими проблематично. По словам г-на Каданникова, именно отсутствие качественных пластмасс и современных видов резины в ассортименте наших химических предприятий делает сегодня невозможным переход к созданию комплектующих принципиально иного уровня. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов, «20-процентная российская доля в себестоимости всеволожских «Фордов» достигнута в основном за счет российской рабочей силы, электроэнергии и отопления». А значит, импортировать детали и материалы все равно придется. И идти на поклон к таможенникам -- тоже.

Ирина СКЛЯРОВА, Дмитрий ПОНОМАРЕВ, Денис ПИНЧУК