Время новостей
     N°190, 15 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2002
Российские акции подорожают на 30%
«Тройка Диалог» составила прогноз развития фондового рынка на будущий год
Ведущая российская инвестиционная компания «Тройка Диалог» заложила в собственный бюджет на будущий год прогноз роста российского фондового рынка на 30%. Это примерно соответствует динамике, которую демонстрируют российские индексы в этом году: с января по октябрь индекс РТС вырос на 20%, а сводный индекс ММВБ -- на 17%. Директор управления ценных бумаг «Тройки Диалог» Жак Дер МЕГРЕДИЧЯН поделился с корреспондентом газеты «Время новостей» Игорем БУРАКОВЫМ собственными прогнозами относительно ближайшего будущего российского фондового рынка.

-- Мы исходим из того, что в предстоящие 12 месяцев бумаги отечественных компаний подорожают в среднем на 30%. Именно на этом прогнозе будет строиться наша маркетмейкерская политика. Вложения в российские акции по-прежнему весьма привлекательны. Если в Штатах, Западной Европе цены на акции многих компаний перегреты, то в России активы даже «голубых фишек» до сих пор недооценены. Скажем, нынешняя стоимость акций «Газпрома» около 70 центов лично у меня вызывает удивление. Я уверен, что они будут стоить больше доллара. Сейчас снижение котировок газпромовских бумаг некоторые аналитики объясняют тем, что начатые в компании реформы застопорились, что у нее очень много коротких долгов. Но мне кажется, что все это временные проблемы и рынок непременно пройдет отметку доллар за акцию. А это те самые 30% роста, причем в валюте.

Неплохой потенциал у подешевевших бумаг РАО «ЕЭС» и «Мосэнерго». Я думаю, сейчас надо ловить «дно» и покупать эти акции. Хорошие перспективы у акций «Норникеля», если компания действительно пойдет по стопам ЮКОСа и реализует свои планы по перестройке корпоративного управления, станет более агрессивно работать на повышение собственной капитализации. Того же давно ждут от ЛУКОЙЛа, тем более что глава компании Вагит Алекперов анонсировал подобные планы. Лично мне очень симпатичны акции «Сургутнефтегаза». При стоимости компании в 8 млрд долл. у нее только кэша (свободных денег, запасов, сбережений) на 4 млрд долларов. Естественно, при таких показателях «Сургутнефтегаз» имеет большой потенциал роста, особенно с учетом того, как компания ведет свой бизнес. Интересны акции «Сибнефти», прежде всего на фоне постоянных разговоров о том, что ее могут продать новому стратегическому инвестору.

-- Получается, что перспективы роста рынка по-прежнему связаны с «голубыми фишками», а не с акциями российских предприятий так называемого второго и третьего эшелонов?

-- Эти бумаги имеют дополнительный фактор роста, связанный с их нынешней «нераскрученностью» на рынке. Но срок окупаемости вложений может растянуться на несколько лет, до тех пор, пока эти бумаги приобретут достаточную ликвидность. Стоит учитывать и то, что время, когда бумаги российских компаний второго и третьего эшелона покупали только потому, что они российские, а значит, сильно недооцененные, прошло. Сейчас инвесторы, особенно западные, стали более детально анализировать экономику конкретных российских предприятий. Параллельно я бы отметил существование на рынке некоего неудовлетворенного спроса на акции таких предприятий, как «Вимм-Билль-Данн». Национальные производители повседневных продуктов сегодня очень слабо представлены на фондовых площадках, между тем западным инвесторам этот бизнес более близок и понятен, чем экономика естественных монополий. Думаю, скоро ситуация начнет меняться и российские производители колбас, конфет, сока, молока станут активнее выходить на фондовый рынок.

-- Что может помешать российским акциям в следующем году вырасти на 30%?

-- Главный фактор риска связан с мировыми ценами на нефть. Плохо то, что на нефтяном рынке уже достаточно долго держится высокая спекулятивная цена: в ней учтены прежде всего ожидания военной кампании США в Ираке. Но скоро эта спекулятивная подпорка уйдет, и цены рухнут. Замечено: чем дольше держатся непомерно высокие цены на нефть, тем больше глубина их падения. Если цена за баррель опустится до 15 долларов и простоит на этом уровне пару месяцев, для России нет ничего страшного. Но если цена надолго задержится возле этой отметки, начнутся проблемы с российским бюджетом и экономикой в целом. Однако большинство аналитиков сходятся на том, что, опустившись, цена все-таки стабилизируется на отметке 20 долларов за баррель.

Другой риск связан с общей ситуацией на мировом фондовом рынке. Пока до конца неясна глубина нынешнего кризиса. Одно дело, когда рушатся котировки акций интернет-компаний -- в свое время их перспективы просто слишком переоценили, и это беда только тех, кто инвестировал в данное высокорискованное направление бизнеса. Другое дело -- традиционная экономика. Акции французской компании Alcatel на пике в 2000 году стоили 97 евро, а сейчас -- 2,67 евро. По сравнению с этим падением кризис 17 августа 1998 года кажется чем-то совершенно безобидным. А ведь у Alcatel 25 млрд евро ежегодной выручки, 80 тыс. рабочих мест. При нынешней цене ее акций дальше просматривается либо их резкий взлет, либо банкротство компании.

-- Но в России в отличие от США и Западной Европы резкое или даже катастрофическое падение фондовых индексов по идее не должно привести к банкротству компаний.

-- Действительно, российские предприятия еще слабо зависят от фондового рынка. В частности, он не является для них источником капитала. Совокупную кредиторскую задолженность пары западных корпораций, вроде Deutsche Telecom и France Telecom, можно сопоставить с объемом внешнего долга России, и безболезненно ее пролонгировать они могут только при условии высоких котировок своих акций. За российским внешним долгом -- богатая страна с огромным потенциалом и природными ресурсами, а за долгами некоторых транснациональных гигантов -- только их переоцененный бизнес.

Тем не менее, я думаю, российский рынок акций будет расти в следующем году, даже если ведущие мировые фондовые индексы опустятся за этот период на 15--20%. Единственное условие: это падение должно быть постепенным и обойтись без массовых банкротств гигантов мирового бизнеса. Если вслед за Enron и WorldCom окажутся неплатежеспособными еще двадцать компаний подобного масштаба, инвесторы могут начать панический сброс любых акций, который остановить будет очень сложно. Однако есть достаточно оснований считать, что ничего подобного все-таки не произойдет. «Тройка», кстати, прогнозируя на следующий год 30-процентный рост котировок российских акций, исходила из достаточно пессимистичных прогнозов развития мировой экономики. Скажем, если аналитики западных инвестиционных банков в большинстве своем считают, что в будущем году рост экономики в США составит 2,5%, то мы ориентируемся на цифру +1%.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США может пересмотреть в ближайшее время критерии, по которым ведущие фирмы Уолл-стрит оценивают предлагаемые ими акции компаний. В центре внимания оказалось расследование деятельности одной из крупнейших компаний Уолл-стрит -- финансовой группы Citigroup. Ее сотрудников подозревают в получении прибыли от переоценки акций. Предполагается, что аналитики компании предлагали инвесторам приобрести акции по заведомо завышенной цене, а через некоторое время бумаги теряли значительную часть своей стоимости. По заявлению представителя компании, сейчас Citigroup делает все возможное для прекращения расследования.

Крупнейшие компании Уолл-стрит пока не спешат публично заявить о принятии каких-либо рейтинговых и ценовых ограничений, но вероятность этого никто не исключает. Представители Morgan Stanley заявили о готовности использовать новые стандарты, после того как это сделают другие, а J.P. Morgan Chase & Co. примет новые критерии оценки лишь как часть реформ всей индустрии. Представитель компании Мerrill Lynch Бил Халдин заявил: «Наша компания готова поддержать любые масштабные инициативы в индустрии, призванные увеличить доверие инвесторов». Два других гранда с Уолл-стрит -- Salomon Smith Barney и Credit Suisse First Boston -- вообще отказались от комментариев. Настроения лидеров отрасли разделяют многие эксперты. Пока возможные реформы рассматриваются как очередная косметическая маскировка, не искореняющая проблемы в целом.

Денис УВАРОВ

Беседовал Игорь БУРАКОВ