Время новостей
     N°185, 08 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2002
Стоп-махина
Реформаторы энергомонополий перед выбором: или выборы, или реформы
Политика все сильнее вмешивается в процесс реформирования российских естественных монополий. Реформу электроэнергетики, судя по всему, снова затормозит Госдума: по информации газеты «Время новостей», намеченное на завтра рассмотрение пакета «энергетических» законопроектов будет вновь отложено - еще минимум на полмесяца. А проект Энергетической стратегии России на период до 2020 года вчера был атакован членами Совета Федерации под предводительством Сергея Миронова. За этими дебатами все печальнее выглядит перспектива реформирования газовой отрасли - для реформы «Газпрома» ход преобразований в электроэнергетике являются лакмусовой бумажкой.

Сергей Миронов заявил газете «Время новостей», что Совет Федерации больше не намерен подключаться к обсуждению энергетических проблем на последнем этапе, «когда уже ничего нельзя сделать». Прежде всего сенаторы недовольны тем, что в правительственном варианте есть лишь, как выразился председатель комитета по промышленности Валентин Завадников, «набор пожеланий от тех или иных отраслей», а механизма их реализации как не было год назад, когда стратегию начали разрабатывать, так и нет до сих пор. Совет Федерации намерен провести 18 октября парламентские слушания по проекту энергостратегии.

Позиция сенаторов по реформе электроэнергетики пока четко не выражена. И для реформаторов это тем тревожнее, поскольку они и так испытывают трудности с прохождением пакета «энергетических» законов через Госдуму. А такая неопределенность, по словам члена правления РАО «ЕЭС» Андрея Трапезникова, «негативно влияет на рынок акций и, соответственно, на уровень капитализации» энергохолдинга (именно в падении капитализации РАО обвинял недавно его менеджмент советник президента Андрей Илларионов).

Как сообщил источник газеты «Время новостей» в парламенте, сторонники принятия проектов не добирают 15-20 голосов. Категорически против - КПРФ, аграрии и «Яблоко», за - «Единство» и СПС. У ЛДПР, ОВР, «Регионов России» и «Народного депутата» четкой позиции нет. Впрочем, как говорит источник газеты, ситуация может измениться, если авторам реформы - Герману Грефу и Анатолию Чубайсу - окажет поддержку Кремль. Однако до сих пор, утверждает наш собеседник, замглавы администрации президента Владислав Сурков не предпринимал для этого никаких действий и, главное, не получал по этому поводу никаких указаний. И, скорее всего, на сегодняшнем заседании совета Думы голосование решат отложить еще на две недели. За это время правительство (а фактически - Минэкономразвития), презентующее законопроекты, попытается поработать с депутатами из регионов и фракции «Народный депутат». Правда, КПРФ в случае прохождения энергопакета обещает опубликовать списки «врагов народа», проголосовавших «за», и в ходе предвыборной кампании использовать результаты голосования против своих оппонентов.

Хотя текст законопроектов сейчас устраивает уже довольно многих, нейтральная позиция Кремля легко объяснима. Самый политически «невыгодный» этап реформы энергетики - разделение РАО «ЕЭС» -- приходится как раз на думскую и президентскую выборные кампании. Возможно, если бы у Владимира Путина была твердая уверенность в эффективности реформы, Кремль двигался бы куда энергетичнее. Но уверенности такой нет. И этот факт - пусть временный, но приговор также и реформе «Газпрома». Совершенно очевидно, что как минимум до 2004 года власти ограничатся косметическими мерами по благоустройству газовой отрасли.

Глава думской комиссии по защите прав инвесторов и экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов уверен, что ошибки в процессе реформирования энергетики неизбежны, и поэтому следующим этапом должна стать оценка того, «насколько успешно будет проходить реформа электроэнергетики после принятия обсуждаемых законопроектов, это позволило бы избежать повторения ошибок при реформировании других отраслей, прежде всего - газовой». А начинать реформировать две отрасли одновременно, считает г-н Генералов, по меньшей мере «недальновидно». «Конечно, с точки зрения теории было бы логично проводить эти реформы вместе, так как не может быть рынка для покупателя (имеются ввиду электростанции, работающие на газе - Ред.), если нет рыночного продавца, -- сказал г-н Генералов газете «Время новостей». -- Но, я думаю, что одновременно не получится. К тому же неизвестно, когда появятся соответствующие законы о реформе газовой отрасли --. на сегодняшний момент нет даже утвержденной концепции реформирования газовой отрасли, не говоря уже о реальных законопроектах, вынесенных на обсуждение».

Только в декабре правительство планирует рассмотреть проект концепции развития рынка газа. На днях Михаил Касьянов подчеркнул, что речь пойдет только о внутреннем рынке. По его словам, «возможность экспорта газа другими компаниями, помимо ОАО «Газпром», на этом этапе не рассматривается». Сейчас, по данным газеты «Время новостей», идет активная разработка концепции различными госструктурами. Правительственный вариант готовит Минэкономразвития, однако Федеральная экономическая комиссия, Минэнерго и МАП также пытаются влиять на процесс. Свои соображения на этот счет, безусловно, будут и у администрации президента, и у аппарата правительства.

От официальных комментариев в ведомстве Германа Грефа отказались. Но по словам источника газеты «Время новостей» в министерстве, первая, констатирующая, часть документа написана давным-давно. В ней речь идет о сегодняшнем критическом положении в отрасли. Вопрос лишь в том, какой будет рекомендательная часть. Судя по кулуарным разговорам, особой решимости в министерствах нет. Известно лишь, что готов проект постановления правительства об организации продажи газа по рыночным ценам. Этот предусматривает уже широко обсуждаемый газовиками, чиновниками и нефтяниками проект газовой биржи - площадки, где газ будет продаваться по свободным ценам на основе систем организации торговли, разработанных в «Межрегионгазе».

«По сути, это означает, что «Газпрому» позволят продавать часть своего газа внутри страны по свободным ценам, -- сказал газете «Время новостей» представитель ФЭК, -- поскольку так называемые «независимые производители» могут устанавливать на свою продукцию произвольные цены». В проекте постановления говорится, что в 2003 году концерн сможет продать на этой площадке 5% от своей добычи, то есть 26,5 млрд кубометров, но не более суммарного объема поставок газа независимыми производителями (таким образом, в частности, планируется и стимулировать «независимую» добычу). Документ также предусматривает возможность корректировать объемы продаж по свободным ценам на последующие годы в сторону увеличения. Как сообщил газете «Время новостей» осведомленный источник в Белом доме, принятие этого постановления грозит стать единственным реальным решением по рынку газа в декабре этого года.

В то же время представитель ФЭК говорит, что нормальной биржей новообразование назвать будет нельзя. По его словам, предложения комиссии сводятся к созданию на первом этапе условий для развития свободной торговли газом. «Реструктуризация «Газпрома» -- это задача не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня, -- считает он. - Поэтому нужно пытаться уже сейчас сделать подобие Администратора торговой системы, который будет регулировать торги. А ресурсной базой должен стать газ «Газпрома» (не больше 35% от объема торгов), независимых поставщиков и зарубежных производителей (государства Средней Азии)».

Есть и радикальные сценарии перестройки газового хозяйства страны. По сведениям газеты «Время новостей», один из них станет результатом работы авторитетной исследовательско-консалтинговой компании по заказу президентской администрации. Как и прочие, этот документ исходит из тяжелейшего положения в отрасли, вывод же - тезис о необходимости срочного хирургического вмешательства государства. В первой части анализируется опыт либерализации рынка газа в США, Великобритании и других европейских государствах. В частности говорится о том, что российская газовая отрасль находится в условиях дефицита времени. Главным источником этого ограничения является неизбежность либерализации торговли газом в Европе, что, по мнению авторов, неизбежно приведет к ослаблению позиций «Газпрома» и России.

В рекомендательной части концепции предлагается вычленить из состава «Газпрома» 5-10 крупных добывающих компаний, оставив в его составе газотранспортную систему, а также функции государственной и коммерческой геологоразведка. Одновременно должны быть приняты меры, которые позволят не обрушить экспортный рынок. По словам источника газеты «Время новостей», знакомого с проектом концепции, сейчас они разрабатываются. Независимые компании (выделенные из «Газпрома», нефтяники, «Итера» и другие) будут иметь право пропорционального добыче доступа к трубе, в том числе и экспортной. То есть фактически речь идет об организации отрасли по примеру нефтянки. Безусловно, эта концепция очень понравилась бы независимым производителям -- тем же нефтяникам или «Итере». Но вероятность ее прохождения равна нулю.

В «Газпроме» газете «Время новостей» заявили, что свои предложения уже направили в Минэкономразвития. Представитель концерна заявил, что не видит перспектив разделения компании. «Весь мир идет по пути концентрации, а разделение сейчас еще больше понизит инвестиционную привлекательность отрасли и практически сделает невозможной реализацию комплексной программы освоения Ямала», -- считает он. По мнению менеджмента «Газпрома», либерализация должна заключаться в принятии программы поэтапного роста тарифов на газ. Как известно, руководство концерна еще весной представило в правительство свое видение повышения цен с нынешних 18-20 до 45-55 долларов за тысячу кубометров. Согласно предложениям г-на Миллера, это произойдет в течение 10 лет в три этапа по 2-3 года каждый: первыми последствия либерализации почувствуют на себе экспортоориентированные отрасли (25% внутреннего потребления газа), затем энергетики (65%) и в самую последнюю очередь население и бюджетники (15%). Однако и этот вариант, скорее всего, обречен на отклонение.

Николай ГОРЕЛОВ, Алексей ГРИВАЧ