Время новостей
     N°180, 01 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2002
Джон Одлинг-Сми: Нестабильность пугает инвесторов
Экономика стран СНГ находится на подъеме: по прогнозу Международного валютного фонда, в этом году рост совокупного ВВП Содружества составит 4,6%, а в следующем ускорится до 4,9%. Эти цифры практически полностью совпадают (и в немалой степени определяются) с российской экономикой: МВФ оценивает показатель роста этого года в 4,4% ВВП, а следующего -- в 4,9%. А вот среди прочих членов СНГ есть явные лидеры и аутсайдеры. Быстрее всех растет экономика Казахстана и Азербайджана (в этом году -- на 8% и 7,9% ВВП соответственно). В Узбекистане -- самые низкие темпы роста (2,7% ВВП в нынешнем году), следом за ним идут Грузия и Белоруссия (3,5%). Впрочем, говорить об устойчивости роста пока рано. Препятствием к этому служат не столько даже медленные темпы реформ, сколько военные конфликты и политическая нестабильность во многих странах СНГ. А для Туркмении (как, кстати, и для Ирака) МВФ вообще не делает прогноза: нет нужной информации.

О проблемах, которые видит МВФ в странах бывшего СССР, обозревателю газеты «Время новостей» Андрею ДЕНИСОВУ рассказал руководитель 2-го Европейского департамента Фонда Джон ОДЛИНГ-СМИ.

-- В каких странах региона, по мнению МВФ, экономическая политика властей угрожает стабильности? Прокомментируйте, пожалуйста, нынешние отношения Фонда с Узбекистаном, Украиной, Белоруссией, Молдавией, Киргизией, Грузией, а также экономическое положение в Туркмении.

-- МВФ готов сотрудничать со всеми странами -- членами Фонда. Форма этого сотрудничества меняется в зависимости от ситуации в каждой стране. Россия, например, в прошлом получала от МВФ финансовую помощь. В последние несколько лет макроэкономические показатели страны значительно улучшились, и она больше не нуждается в финансовой поддержке МВФ. Отношения между Россией и Фондом перешли в форму регулярных консультаций по экономической политике, включая недавно проведенную всестороннюю оценку финансового сектора, и при необходимости технической помощи. Так же строятся отношения МВФ с Казахстаном.

Армения, Азербайджан, Грузия, Киргизия и Молдавия являются сейчас заемщиками МВФ в рамках его программы снижения бедности и содействия росту (Poverty Reduction and Growth Facility, PRGF) -- самой мягкой по условиям программы Фонда. Продвинулись переговоры с Таджикистаном о новой программе, которая может быть поддержана PRGF, и мы надеемся, что власти страны вскоре смогут выполнить все необходимые условия для того, чтобы эта программа началась.

Украине же МВФ предоставлял финансовую помощь в соответствии с соглашением Extended Fund Facility, истекшим в начале сентября 2002 года. Украинские власти просто сообщили нам, что из соображений предосторожности хотели бы иметь соглашение о кредите stand-by, то есть такую же программу, как если бы они брали взаймы у МВФ, но без реального перечисления средств, если не будет значительного ухудшения экономической ситуации. Это позволит создать четкие рамки для реализации политики, а также для финансовой поддержки в том случае, если экономические показатели окажутся не такими хорошими, как кажется сейчас. На октябрь намечен визит миссии Фонда в Киев для обсуждения экономической программы с властями.

Ситуация в Белоруссии, Туркмении и Узбекистане сложнее, власти этих стран медлят с разработкой убедительной стратегии экономических реформ, способной обеспечить стабильное улучшение уровня жизни. Власти Узбекистана в прошлом году продемонстрировали большую приверженность рыночным реформам и провели в рамках программы мониторинга (Staff Monitored Program -- особенность этой программы в том, что она разрабатывается властями, а участие МВФ ограничивается только оценкой ее результатов, после чего Фонд принимает решение о переходе к финансовой программе. -- Ред.) несколько важных преобразований, направленных на либерализацию денежных транзакций в экономике и сельском хозяйстве. Реализация реформ, согласованных в рамках программы SMP, пока не завершена. Белоруссия в прошлом году следовала своей программе SMP, но она также не была осуществлена полностью, хотя власти все же объединили и либерализовали систему обменного курса валют.

Экономическая политика в большинстве стран, за исключением Белоруссии, Туркмении и Узбекистана, приводит к макроэкономической стабильности. Отягощенные долгами государства с низким уровнем доходов населения (Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия и Таджикистан) нуждаются в укреплении структурных и институциональных реформ, нацеленных на улучшение инвестиционного климата и экономический рост. Все страны, включая Россию, выиграли бы от углубления реформ.

-- Как, на ваш взгляд, повлияло на экономику и инвестиционные перспективы стран Кавказа и Средней Азии (прежде всего Грузию, Таджикистан и Узбекистан) формирование региона нестабильности, связанного с террористическими угрозами?

-- Политическая или социальная нестабильность всегда плохо влияет на экономическое развитие, и нестабильность в некоторых странах Кавказа и Центральной Азии определенно вредит перспективам роста. Происходит это главным образом из-за «отпугивания» инвесторов, особенно внешних. Многие потенциальные инвесторы даже не хотят думать об инвестировании при наличии политических и физических рисков в дополнение к обычной экономической неопределенности. Существуют и другие отрицательные экономические последствия нестабильности: правительствам трудно собирать доходы и, следовательно, обеспечивать финансирование намеченных расходов, если у них нет твердого контроля над всей территорией страны; а где слабый правительственный контроль, там процветает коррупция. К сожалению, эти проблемы можно обнаружить в нескольких странах Кавказа и Центральной Азии.

-- В ходе идущих сейчас переговоров России и Белоруссии рассматриваются различные варианты объединения, в том числе и так называемая модель Евросоюза с формированием наднациональных правительства и парламента. В то же время белорусская сторона настаивает, что Нацбанк Белоруссии при любом варианте объединения должен иметь эмиссионные полномочия. Считаете ли вы такой подход целесообразным?

-- Полноценный валютный союз, такой как зона евро для Евросоюза, может иметь только один центр, ответственный за определение потребности в эмиссии валюты. С административной точки зрения, конечно, может существовать и не одно место, где распространяются банкноты, но решение о сроках выпуска должен принимать один центр. Способность к независимому принятию решений об эмиссии валюты Национальным банком Белоруссии в таком союзе не может быть сохранена.

Можно подумать о других типах союза, при котором сохранился бы отдельный эмиссионный центр в Белоруссии. К примеру, это может быть таможенный союз вкупе с согласованием законодательства, но с отдельными национальными валютами -- как было в ЕС до перехода на евро.

У МВФ нет предпочтений какого-либо отдельного вида монетарного союза. Члены МВФ входили в союзы многих форм, и Фонд работал со всеми из них, при условии, что члены союза действуют в соответствии с экономически разумными правилами.

-- Как сказывается на ходе переговоров Фонда с Украиной нынешняя политическая напряженность в этой стране?

-- Как я уже сказал, МВФ планирует вскоре начать дискуссии с Украиной о программе, которая может быть поддержана предупредительным соглашением о кредите stand-by. Политическая неопределенность -- одна из составляющих в нашей работе. МВФ всегда был готов помочь правительству любой из стран-членов. Если страна ведет с Фондом переговоры о программе, нам нужно быть уверенными, что ее правительство сможет реализовать политику, необходимую для достижения желаемых результатов. В особо трудных ситуациях, когда существуют ясная возможность смены правительства, например из-за предстоящих выборов, и жесткая необходимость в финансовой поддержке со стороны Фонда, мы можем попытаться получить от партий, не входящих в этот момент в правительство, заверения в том, что они поддержат общее направление программы, согласованной с правительством. Так было сделано в Корее во время азиатского кризиса и недавно в Бразилии.

-- Состоится ли запланированный на октябрь визит директора-распорядителя МВФ Хорста Келера в Киев?

-- Г-н Келер действительно намерен посетить Украину. Точной даты пока не установлено, и, к сожалению, его график не позволит ему посетить Украину в октябре.

Беседовал Андрей ДЕНИСОВ