Время новостей
     N°178, 27 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.09.2002
Мотор заглох
МВФ и Всемирный банк в ожидании экономического роста борются с финансированием терроризма
В Вашингтоне начинается уикенд «большой экономики». Сегодня в столице США пройдет традиционное совещание министров финансов и глав Центробанков стран «большой восьмерки», а в субботу и воскресенье соберутся управляющие Международного валютного фонда и Всемирного банка от всех стран -- членов этих организаций. Главные темы дискуссии -- текущее состояние мировой экономики и механизмы предотвращения и преодоления кризисов. Свой взгляд на перспективы экономики на днях уже опубликовал МВФ, и взгляд этот лишен оптимизма. Эксперты Фонда подтвердили свой прогноз роста мировой экономики в этом году на 2,8%, однако снизили сделанный весной прогноз на следующий год с 4% до 3,7%.

Эксперты вынуждены признать, что в глобальной экономике сохраняется состояние неустойчивости, а целый ряд факторов является очевидной угрозой для восстановления роста. Это и высокие цены на нефть, и падение на фондовых рынках, и такой факт, как отсутствие роста в глобальных экономических центрах -- США, Европе, Японии. По прогнозу МВФ, в 2002 году американский ВВП вырастет на 2,2%, экономика стран еврозоны -- на 0,9%, а Японии -- снизится на 0,5%. В 2003 году все три зоны будут расти -- на 2,6%, 2,3% и 1,1% соответственно.

Эти прогнозы свидетельствуют, что мотор глобального роста заглох, и ведущие международные эксперты не видят, кто или что могло бы этот мотор завести. Правда, как заявил вчера на пресс - конференции в Вашингтоне директор - распорядитель МВФ Хорст Келер, следует остерегаться "черезмерного пессимизма". По его мнению, США остаются самой "устремленной вперед" экономикой мира, вполне способной служить двигателем глобального роста.

Экономисты, ссылаясь на «неопределенность», обусловленную в том числе и террористической угрозой, боятся делать выводы о том, что будет в случае ликвидации угрозы. Проще говоря, имеет ли для процветания мировой экономики смысл немедленно уничтожить режим Саддама Хусейна, как настаивают США, или же сегодняшняя ситуация предпочтительнее. «Мы, конечно, отмечаем ряд факторов риска, и возможность вспышки вооруженных действий, например на Ближнем Востоке, -- один из них, -- говорит главный экономист МВФ Кеннет Рогофф. -- Но нам очень трудно оценивать возможные последствия (военной операции в Ираке. -- Ред.). Мы не располагаем для этого необходимыми сведениями. Войны и решения об их начале по сути не относятся к сфере экономики». При этом г-н Рогофф признает: «Разумеется, шаги в направлении всеобщего мира были бы очень полезны для мировой экономики».

Декларируя непричастность к политике, МВФ и ВБ все сильнее втягиваются в процесс, который от политики отделить невозможно, -- борьбу с финансированием терроризма. На протяжении последнего года Фонд изо всех сил пытался отказаться от навязывавшегося ему тесного сотрудничества с FATF -- международной рабочей группой по противодействию отмыванию денег. Однако поскольку за такое сотрудничество выступали влиятельные акционеры Фонда (прежде всего США и Франция), отказаться не удалось. На весенней сессии этого года акционеры поручили МВФ и Всемирному банку разработать методологию оценки стран на предмет их соответствия стандартам по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Методология разработана, и завтра чиновники Фонда доложат акционерам о запуске пилотного проекта. Он будет заключаться в том, что в доклад о соблюдении стандартов и кодексов, который готовится ежегодно по каждой стране, будет включен модуль по оценке состояния борьбы с отмыванием и финансированием терроризма. Срок пилотного проекта -- один год, до следующего годового собрания. Скандал разразится, по всей видимости, гораздо раньше -- уже завтра. МВФ и ВБ пошли на то, чего крайне не хотели: включили в перечень 48 стандартов по борьбе с отмыванием и финансированием терроризма так называемые правоприменительные условия -- то есть те, которые касаются норм уголовного права, ареста активов, преступников и т.д. Правда, при этом сделана оговорка, что Фонд и Банк для оценки этих стандартов будут привлекать независимых экспертов. За основу стандартов приняты рекомендации FATF.

Особое неприятие акционеров международных финансовых организаций должно вызвать неприятное известие о том, что МВФ и ВБ, с одной стороны, и FATF, с другой, будут готовить свои доклады о соблюдении противоотмывочных стандартов параллельно, не согласуясь друг с другом. Документ FATF при этом будет носить то же название, что и доклад Фонда и Банка, внося дополнительную неразбериху. Правда, в обмен на это FATF, которую большинство акционеров Фонда и Банка считают чрезмерно политизированной и недоброжелательной структурой, обещает заморозить на время пилотного проекта свои «черные списки». Это означает, что FATF, возможно, будет кого-то вычеркивать из них, но новые страны вносить не будет. Такой ход, безусловно, обречен на поддержку всех тех стран, кто со страхом ждал появления себя в «черном списке». Однако FATF ничто теперь не мешает заморозить список и «на выход», сохраняя в нем Россию.

Деятельность FATF, чья рабочая миссия находится сейчас в Москве, заинтересовала вчера и Владимира Путина. Президент встретился в Кремле с главой комитета по финансовому мониторингу Виктором Зубковым, который сообщил, что цель миссии -- «проанализировать реальную ситуацию в России, которая сложилась после принятия закона о противодействии отмыванию незаконных средств». Г-н Зубков пересказал президенту весьма туманное мнение миссии, что их визит в Россию должен быть «результативным».

Андрей ДЕНИСОВ