Время новостей
     N°175, 24 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2002
Легли под поезд
Российские перевозчики против правительственного варианта реформы МПС
Прохождение законопроектов по реформе железнодорожного транспорта, принятых Госдумой в первом чтении еще в июне, может застопориться. Вчера свое недовольство представленными правительством законопроектами выразили бизнесмены, которые пользуются услугами отрасли. Если бизнес сможет убедить хотя бы часть депутатов, то в ходе второго чтения реформаторов ждут неприятные сюрпризы. Общий вывод грузоотправителей и транспортников для правительства неутешителен: реформа, проведенная по нынешнему варианту, не приведет к поставленным целям -- снижению затрат на перевозку грузов, созданию конкурентной среды, притоку инвестиций, улучшению качества услуг.

Вице-президент Ассоциации экспедиторов России Сергей Лопарев уверен, что ряд положений проекта «Транспортного устава железных дорог» ухудшает положение грузоперевозчиков, например вводя дополнительные условия предоставления услуг. Совсем уж недопустимым он считает предоставление владельцу инфраструктуры (ОАО «РЖД») и перевозчику возможностей отказать грузоотправителю в перевозке. Тем более что непонятен механизм обжалования такого отказа.

Вторит г-ну Лопареву президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. На его взгляд, систему отношений перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями вообще не надо реформировать, так как предлагаемые реформы нацелены лишь на то, чтобы «похуже сделать грузоотправителю». «Госдума должна придерживаться принципа: не ухудшить то, что написано в действующих законах», -- сказал г-н Давыдов.

Наиболее критично настроенным по отношению к законопроектам показал себя вице-президент Международного союза металлургов, гендиректор АО «Металлургтранс» Алексей Хоружий. По его словам, предлагаемые реформы приведут к разрушительным процессам на рынке железнодорожных грузовых перевозок. Г-н Хоружий предложил вернуть весь пакет обратно в правительство на доработку.

Однако участвовавшая в дебатах замминистра путей сообщения Анна Белова ни на йоту не отошла от правительственной точки зрения на реформу. По ее мнению, реформы непременно приведут к заявленным целям. Но ее слова не убедили собравшихся.

«Они (разработчики законопроектов. -- Ред.) зациклились на своей правоте. Ни по одному пункту нет согласия (с представителями бизнеса. -- Ред.)», -- заявил после выступления г-жи Беловой председатель комитета ТПП по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов.

Следующий раунд поиска консенсуса назначен на 26 сентября, когда в Госдуме в рамках подготовки пакета законопроектов ко второму чтению состоятся слушания на тему реформирования железной дороги. Само второе чтение запланировано на ноябрь. Однако, как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» председатель подкомитета по железнодорожному и автомобильному транспорту думского комитета по энергетике, транспорту и связи Виталий Предыбайлов, обсуждение может быть отложено.

Между тем г-н Хоружий не надеется, что в поправках, представленных ко второму чтению, хотя бы на 50% будут учтены предложения грузоотправителей и транспортников. «Сейчас МПС очень активно работает в Госдуме, проталкивая законопроекты, а депутатов, действительно понимающих в проблемах транспорта, очень мало», -- заявил он корреспонденту газеты «Время новостей».

Вчера в рамках «круглого стола», прошедшего под председательством замминистра путей сообщения Анны Беловой, состоялось обсуждение развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок. Однако перейти на уровень стратегических вопросов участникам совещания так и не удалось: операторов, которые созданы крупными грузоотправителями (например, такими, как «Русал», СУАЛ, «Северсталь» и др.), больше всего интересовала проблема инвестиционной скидки в тарифе, которая до недавнего времени предоставлялась компаниям, покупающим свои вагоны.

В начале этого года, когда в МПС был объявлен режим жесткой экономии, Геннадий Фадеев выступил с инициативой отмены такой льготы (министерство смогло убедить правительство в том, что благодаря ей было потеряно 60 млрд руб.). Консолидированную позицию недовольных этим компаний-операторов вчера высказал исполнительный директор одноименной ассоциации Григорий Власов: он предложил восстановить инвестиционную скидку по схеме, которая была озвучена на общественном совете при правительственной комиссии. Речь идет о том, что при формировании инвестпрограммы отрасли на будущий год в нее включается сумма инвестиций, которую планируется привлечь от компаний-операторов и затем учесть в тарифе. После одобрения повышения тарифа МПС аккумулирует инвестиционную скидку и выплачивает ее компаниям при соблюдении ими условий, указанных в договорах. В противном случае, по расчетам г-на Власова, для финансирования всей программы покупки вагонного парка за счет средств ОАО «РЖД» тариф необходимо будет повысить на сумму 14,7 млрд рублей.

Однако руководство МПС не согласно с такой постановкой вопроса, поскольку льготное субсидирование частного бизнеса не укладывается в рамки рыночного метода развития конкуренции. По мнению Анны Беловой, министерство (а в будущем и РЖД) и так находится в менее выгодных условиях по отношению к независимым перевозчикам, которым, по ее словам, созданы все условия для развития. Яна ВИКТОРОВА

Михаил ВОРОБЬЕВ