Время новостей
     N°174, 23 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2002
Угнать по-русски
Элита страны ездит на ворованных автомобилях
Расследование гигантского по масштабам дела о контрабанде в Россию дорогих автомобилей закончили сотрудники ГУБОП и Следственного комитета при МВД РФ (СК). Согласно их материалам, значительная часть российской элиты -- артисты, политики, режиссеры, бизнесмены, олигархи и просто состоятельные люди -- до сих пор катается хоть и на новых, но нелегальных, в большинстве своем откровенно ворованных лимузинах. Речь идет о сотнях представительских «Мерседесов», «Лексусов», «Линкольнов», джипов «Гран Чероки», «Фордов Экспедишн», «Бентли», «Ленд-Роверов», «Ягуаров», «Хаммеров» и т.д., которые были украдены в США в стиле популярного фильма «Угнать за 60 секунд». Выходцы из стран Восточной Европы, как и герои этой киноленты, умудрялись похищать из ведущих салонов США за считанные минуты до десятка машин престижных марок, а потом переправляли их в СНГ. Дальше, пользуясь своими связями во властных структурах, российские аферисты официально оформляли машины в ГИБДД и предлагали их для продажи всем состоятельным гражданам. Выйти на всю цепочку «лимузинных мошенников» сыщикам удалось после длившегося почти два года расследования, в финальной же операции были задействованы ФБР США и спецслужбы Украины. Причем в этих странах за сотрудничество с контрабандистами своих постов лишился целый ряд ответственных чинов.

Целые партии самых престижных, а иногда и «штучных» автомобилей начали пропадать из крупнейших автомобильных салонов Америки в 1998--1999 годах, еще задолго до выхода «Угнать за 60 секунд» на экраны, и не исключено, что события, описываемые в нынешнем уголовном деле, легли отчасти в сценарий фильма. Реальные операции по «изъятию» машин, как и в кино, не занимали у угонщиков и получаса. Так, 27 сентября 1998 года в городе Скарборо (штат Мэн) у одного предприятия исчезло за одну ночь шесть «Ленд-Роверов». 28 октября у компании Prestige Lexus (Рэмси, штат Нью-Джерси) было похищено сразу десять «Лексусов». 29 ноября из фирмы «Бердик Линкольн-Меркурий» (пригород Нью-Йорка) пропало девять «Линкольн-Навигаторов» и один «Линкольн Таун-Кар» и т.д. и т.п. Аналогичные случаи единовременных краж престижных машин продолжались вплоть до августа 1999 года. Позже большинство пропавших лимузинов «всплыло» на территории СНГ.

Уже сейчас, когда стали известны детали этих поистине виртуозных краж, выяснилось, что за ними стояли профессиональные угонщики из Прибалтики, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы. Они имели на вооружении не только электронные ключи от дорогих систем сигнализации, но и сканеры, настроенные в том числе и на полицейскую волну. Поэтому работа не доставляла угонщикам особых хлопот, а сами иномарки потом спокойно перегонялись в другие автосалоны, контролируемые мафией. Дальше за работу принимались россияне, которые собственно изначально и заказывали угоны: Олег Кульков, Вадим Александров, Юрий Пирогов, Александр Камнев и Александр Боров (фамилии изменены в интересах следствия). Они расплачивались с угонщиками наличными, привезенными из Москвы в чемоданчиках, а их помощники переправляли лимузины из автосалонов на «карманные» стоянки. Туда же пригонялись и десятки других машин, по заказу Кулькова и его компаньонов похищенных у рядовых американцев, полученных по поддельным документам на прокат, в лизинг и т.д. Лимузины там «отстаивались», а затем начиналась операция по их переправке за океан.

Для этого использовалось несколько схем. По первой машины грузились в контейнерах на корабли под видом подержанной авторезины. По второй машины как таковые оформлялись, но в документах указывались номера двигателей других, не ворованных иномарок. Причем, как подозревают российские следователи, во всех этих случаях мошенники не обходились без помощи определенных представителей таможенной службы США. И по этим фактам американцы сейчас ведут отдельное расследование.

Далее контейнеры следовали на Украину в порт Ильичевск, где товар встречал все тот же Кульков со товарищи. Они передавали груз в руки профессиональных перегонщиков, и вереницы лимузинов тянулись в Россию. В Москве иномарки оформлялись на ворованные или позаимствованные на время (за деньги) паспорта, чьи обладатели и должны были по закону платить все таможенные сборы, но, понятно, этого не делали. Так, одна старушка, как выяснили оперативники, официально числилась владелицей сразу десяти престижных авто, включая несколько «Лексусов», «Хаммер», «Линкольн» и «Мерседес-600». Несмотря на явную сомнительность сопроводительных бумаг на машины и даже отсутствие в них штампа об уплате таможенных пошлин, некоторые подразделения ГИБДД регистрировали лимузины в самые сжатые сроки. А порой делалось это еще даже до того, как иномарки попадали в Россию. Особо отличились на данном поприще, по данным следствия, пятое и третье отделения МРЭО ЦАО, третье отделение МРЭО СЗАО, шестое отделение ВАО, четвертое отделение МРЭО СВАО, шестое отделение МРЭО ЗАО, третье отделение МРЭО ЮВАО и другие. Как только иномарки получали официальную регистрацию, Кульков и его партнеры тут же сбывали их по демпинговым ценам.

Так, 21 июля 1998 года в Ильичевск из США на судне «Сюзанна Сиф» прибыло два контейнера с четырьмя джипами «Гранд Чероки». Их переправили в Москву, оформили на подставных лиц в третьем отделении МРЭО СЗАО и третьем отделении МРЭО ЦАО, после чего продали. 23 августа корабль «Мандала» доставил в тот же порт три контейнера с тремя «Лексусами», которые зарегистрировали на липовые паспорта в МРЭО ВАО. 2 сентября по такому же пути отправилось еще два «Лексуса», а спустя 20 дней -- два «Линкольн-Навигатора». 12 октября из США в Москву транзитом через Ильичевск отправилось два «Хаммера» и т.д. Список таких поставок в деле занимает несколько томов, а всего их было несколько сотен, причем большинство «Ленд-Роверов», «Лексусов», «Линкольн-Навигаторов» и т.д. приезжало в Россию обычно ровно через месяц после угона партий аналогичных машин из американских салонов.

Когда ворованные в США автомобили стали все чаще обнаруживаться в Москве, МРЭО начали, понятно, отказывать аферистам в их регистрации. Однако контрабандисты быстро нашли выход. Согласно российским законам, если похищенный автомобиль был обнаружен милицией, но она официально отказала возбудить по этому факту уголовное дело, то машина может быть зарегистрирована на нового владельца. Поэтому Кульков и его товарищи направлялись в заранее «прикормленные» отделения милиции Москвы и еще задолго до объявления пригнанных из США лимузинов в международный розыск просили сыщиков выдать им справку, что по факту обнаружения ворованного «Лексуса», «Хаммера» и т.д. в возбуждении дела отказано. Обзаведясь такими документами, аферисты легко регистрировали свои иномарки в тех же МРЭО на ворованные или купленные паспорта. Но позже и этот вариант стал «непроходным»: из МВД пришел приказ такие справки больше не выдавать.

Аферисты сдаваться не собирались и воспользовались другой лазейкой в законодательстве. Они стали приносить в МРЭО уже готовые решения столичных судов (преимущественно Хорошевского и Тушинского), которые обязывали подразделения ГИБДД зарегистрировать ту или иную машину. Тут уже милиционеры были бессильны, и лимузины от «Кулькова и компаньонов» послушно ставили на учет. Когда спецслужбы заинтересовались такой практикой, некоторые работники этих двух судов уволились, и аферистам пришлось переключиться на подделки. Как раз в тот период сгорело здание Тимирязевского суда Москвы, и именно его решения, якобы обязывающие МРЭО регистрировать лимузины, мошенники и стали приносить. Поначалу проверить подлинность бумаг не представлялось возможным -- весь архив суда уничтожил огонь. Но последние экспертизы показали, что они были липой.

Сами же обладатели сомнительных лимузинов в силу запутанности дела остались пока в стороне. Хотя следователи не скрывают, что среди них предостаточно более чем известных всей стране людей. В поисках клиентов Кульков с приятелями общались со многими знаменитостями и -- как бы по знакомству -- обязательно предлагали им купить новую иномарку несколько дешевле ее «салонной» цены. Обычно «уважаемые люди» при этом не интересовались причинами таких «скидок» на эксклюзивные машины и их происхождением.

Сейчас из пяти проходящих по делу аферистов удалось арестовать троих: Борова, Пирогова и Камнева. Расследование в отношении них закончено, и они уже готовятся к суду. Александров и Кульков же все еще находятся в розыске. ФБР по этой истории пока продолжает свое большое расследование. А на Украине из-за махинаций с машинами в порту Ильичевск в конце прошлого года разразился большой скандал. С поличным там поймали очередную партию контрабандных иномарок от «Кулькова и компаньонов», после чего своих постов лишился ряд таможенников -- не только местных, но и из Киева.

Александр ШВАРЕВ