Время новостей
     N°171, 18 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2002
Роковые страсти Червонной дамы
Открылась выставка Ольги Розановой
Под таинственным названием выставки в Московском центре искусств «Червовая дама русского авангарда», как за маской, скрывается Ольга Розанова -- одна из самых ярких русских женщин-художниц, из числа тех, кого теперь принято называть «амазонки авангарда». Ее выставкой Московский центр искусств продолжает свою «музейную серию». Эффектный поворот темы и тщательный отбор шедевров -- основа успеха куратора Марины Лошак. Вот и теперь для выставки она выбрала одну из самых странных тем в творчестве Розановой. Изображения карточных персонажей -- живописные и графические, иллюстрации к книге «Игра в аду», беспредметные изображения, в которых появляются карты и масти, не просто иллюстрируют живой и постоянный интерес художника к картам, но и играют со зрителем в загадочную игру с неизвестными правилами и яркими ощущениями.

«Игральные карты» -- первая живописная серия Розановой, предшественница двух ее беспредметных серий -- супрематической и цветовой. Примитивистская основа «Карт» очевидна. Многие современники художницы увлекались в те годы вывеской, плакатом, лубками. Правда, других карт, кроме афиши к первой выставке «Бубнового валета», в русском искусстве не было. Свойственный времени кураж народной картинки, эпатаж дерзкой, почти плакатной живописи не раскрывают «тайну» карт, о которой писали многие исследователи. Предположение о портретной основе серии, основанное на догадках, психологических ребусах и очевидной схожести многих персонажей с современниками Розановой, появилось совсем недавно, но и оно только немного приоткрывает загадку карточного расклада, созданного художницей в самом начале своего творческого пути, в предвоенные годы.

Судя по воспоминаниям, Розанова была человеком замкнутым, ее никогда не называют, даже из вежливости, женщиной интересной и привлекательной. Трудная жизнь, бедность, ранняя смерть -- только страницы ее биографии, в которой нет ни поездок за границу, ни других заметных событий. Оставалось творчество -- яркий и яростный путь разрушения основ старого искусства, открытия новых возможностей живописи (которые менее одаренные последователи переоткрыли только после второй мировой войны), жесткая конкуренция с самим Малевичем. В искусстве раскрылся мощный темперамент Розановой, только в нем она была всевластной, всесильной волшебницей, превращавшей все окружающее в цвет и свет.

Творчество Ольги Розановой трудно назвать забытым и невостребованным. Скорее наоборот, ее произведений долгое время не хватало. Пока не начали открываться запасники провинциальных музеев, казалось, что картин Розановой почти не сохранилось. При жизни ей нечасто удавалось продать их или послать на выставки за границу. Время не располагало: самый яркий период творчества Розановой приходится на трудные и голодные времена -- войны и революции. Потому в частных собраниях -- наших и зарубежных -- ее картины очень редки. После смерти художницы в 1918 году практически все, что ей удалось создать за неполные восемь лет активной творческой жизни, из Москвы потихоньку разошлось по провинции вместе с другими шедеврами русского авангарда -- закладывалась основа будущих музеев современного искусства. Увы, музеев таких нет и поныне даже в столицах, а современное искусство прекратило свое существование в России на многие годы. Потому удивительно не то, как много работ исчезло, растворилось в запасниках наших музеев, а чудо их нового появления на свет Божий спустя многие десятилетия. Карточную серию разыскивали по всей стране. Сохранившиеся в самых разных музеях нашей необъятной родины ее персонажи собираются во второй раз после персональной выставки Розановой, прошедшей почти незаметно десять лет назад.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ