Время новостей
     N°170, 17 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2002
Не так страшен бык...
В воскресенье Москва наконец увидела давно обещанный подарок бельгийской столицы (в обмен на образ поэта Пушкина работы Георгия Франгуляна) -- фонтан «Похищение Европы» Оливье Стребеля. В меру оригинальный (в России модернистская уличная скульптура -- редкость), в меру традиционный (в разных странах мира уже стоит несколько скульптур похожей конфигурации), фонтан расположился на площади Киевского вокзала, которую теперь надо называть площадью Европы. Гнутые металлические трубы в окружении водных струй производят приятное, даже успокаивающее впечатление. Хоть злые языки и пытаются сравнить плодовитого и любимого властями Стребеля с главным московским скульптором, нельзя не признать превосходство первого. Пусть не талантом и блеском идей, но культурой и жесточайшим самоограничением Стребель точно мог бы поделиться с творцом Колумба и разных зверушек. Непривычная к модернизму, наша публика пока быка в трубах признает с трудом, но ничего, привыкнут. Надо же с чего-то начинать.

Вот только незадача. Несмотря на солидные размеры, фонтан разглядеть непросто. Он не организует площадь, как издавна принято, а, наоборот, отгорожен от нее стенками. И приподнят так, что увидеть его можно, только физически преодолев окружающую фонтан архитектуру Юрия Платонова. Построенная им волнообразная стена формами напоминает изваяния раннего Церетели в черноморских здравницах, а материалом -- новорусскую архитектуру столицы (гранит и камешки неровной формы). Для ограждения кафе все это, может, и сгодилось бы, но рядом с грамотным модернизмом Оливье Стребеля выглядит по-деревенски неуклюже. Широкий пандус и парадные ворота в цоколе по сложившейся традиции ведут буквально в никуда -- в подсобные помещения фонтана (посторонним вход запрещен). Зато в больших круглых окнах пандуса видны огромные трубы. Хоть они не составят конкуренции Центру Помпиду, но смотрятся тоже неплохо, и с их помощью тоже можно приобщаться к основам модернизма. Решение показать трубы -- смелое, но половинчатое. Похоже, что-то другое хотели устроить за этими дверями и окнами. Или наоборот -- добро осталось от другого проекта. Входящее в комплекс кафе достроить не успели, а потому просто обтянули полотнищем со звездами Евросоюза и украсили флагами многочисленных европейских стран. Получилось даже нарядно.

Сколько денег город потратил на окружающую подарок архитектуру, неясно. Говорят о страшных десятках миллионов долларов, тем более что фонтан должен быть «зимний», с подогревом. То ли заняться коммунальным службам зимой больше нечем, то ли деньги девать некуда, а может, решили устроить вокзальным бомжам южный курорт посреди Москвы.

В стороне, чужой на этом празднике жизни, остался скверик с закладным камнем монумента «в память 300-летия воссоединения Украины с Россией». Расчетливое городское начальство камень не снесло, оставило про запас. Как когда-то неосмотрительно оставили Дзержинского. Много будет еще политических игр. Европа далеко, а Украина (воссоединенная ли, отсоединенная) вдруг да пригодится. Пусть пока постоит, посмотрит на быка с Европой.

Теперь площадь напоминает огромную коммунальную квартиру. Вот вокзал с бомжами, вот гостиница с иностранцами, вот фонтан с Европой, вот скверик с Украиной.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ