Время новостей
     N°170, 17 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2002
Куры на конвейере
Подведены итоги «Киношока»
В воскресенье вечером в Анапе завершился открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок». Жюри, которое согласно традиции возглавляет не кинематографист (на этот раз председателем стала Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина), огласило свое решение. Главная награда досталась поэтической мелодраме российско-французского производства «Лунные поляны» Игоря Минаева. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Алиса Богард, сыгравшая в ней главную женскую роль. За лучшую мужскую роль был награжден эстонский актер Рейн Симмул, сыгравший в фильме «Сердце медведицы».

Приз за лучшую режиссуру жюри присудило Амиру Каракулову, одному из птенцов новой казахской волны, ученику Сергея Соловьева, за фильм «Не плачь!». Ему же достался приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. Это тоже мелодрама, но снятая, как и принято у режиссеров этой генерации, как документальное кино. Действие происходит в казахском ауле, куда из Китая приезжает бывшая оперная певица, потерявшая голос. Голос возвращается, когда героиня, рискуя собой, спасает заболевшую семилетнюю племянницу.

Картине «С любовью. Лиля» режиссера и сценариста Ларисы Садиловой, негласному фавориту фестиваля по предварительным оценкам экспертов, жюри фестиваля отдало лишь приз за лучший сценарий. После тихого триумфа черно-белой картины «С днем рождения», в котором речь шла о буднях тульского роддома и где дети появлялись на свет прямо перед включенной камерой, от Садиловой ждали продолжения в том же духе. Однако она предложила фильм, напоминающий картины 70-х годов, в которых героини Ирины Муравьевой, Евгении Глушенко или Натальи Гундаревой ждали большой любви. О жесткости документальных кадров первого фильма напоминали только панорамные съемки птицефабрики, где несчастных кур убивают, ощипывают, потрошат, укладывают в ящики. И рифмой к несчастной судьбе работницы идет крупный план лишенных внутренностей птиц -- сразу после сцены, в которой тоскующая женщина в печальной надежде отдается очередному постояльцу местной гостиницы.

Умение Садиловой найти точные типажи, отсылающие к узнаваемой среде российской провинции, где маются в одиночестве и неутоленной тоске тысячи подобных героине неустроенных теток, пожалуй, самая ценная сторона фильма. Но неумолимая логика мелодрамы выводит историю из реальности в мифологический строй городского романса, где косолапые ножки, мятый серый плащик, обветренные губы и ждущие глаза героини как раз не очень-то и нужны. Кстати, именно сценарий в картине -- не самое сильное место. Уж очень легко он вписывается в стереотип жанра.

Последнее время «Киношок», задуманный когда-то как фестиваль экстремального кино, занят составлением картины кинематографа на постсоветском пространстве, крайне неоднородном и противоречивом. Поиск контакта учеников одной, советской киношколы, занятых самоидентификацией в самых различных социокультурных обстоятельствах, -- самая главная его задача. И решения жюри в этих условиях -- лишь частность, не имеющая большого значения.

Глеб МЫШКИН