Время новостей
     N°168, 13 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2002
Проклятие Монцы
Черный список «Гран-при Италии»
Монцу, где пилоты «Формулы-1» в воскресенье разыграют последний европейский Гран-при этого сезона, не зря называют Меккой европейского автоспорта. «Аутодромо Национале» видел всякое. В его истории много ярких страниц: легендарные гонки и рекорды (чего стоит хотя бы «Гран-при Италии» 1971 года, когда финишировавшего 4-м Майка Хейлвуда отделили от победителя Питера Гетина ничтожные 0,18 (!) секунды), победы и поражения. Но есть в истории Монцы и страшные страницы, каждая из которых овеяна зловещей тайной.

Аскари. В 1955 году на тестах в Монце расстался с жизнью последний итальянский чемпион мира Альберто Аскари. Гонщики -- люди суеверные. Альберто никогда не садился за руль по 26-м числам. В тот день, 26 мая 1955 года, едва оправившись после страшной аварии в Монако, закончившейся для него «крещением» в водах залива, Аскари заехал в Монцу, где «Феррари» тестировала новую спортивную машину. На ней через неделю Аскари предстояло стартовать в гонке. Словно бросая вызов судьбе, Альберто неожиданно попросил разрешения «прохватить» пару кругов. Помахав рукой, Аскари выехал на трассу. Только тогда, когда итальянец скрылся за поворотом, механики и гонщики команды вспомнили о страшной цифре -- 26! В боксы Альберто так и не вернулся. Его перевернутую машину нашли на выходе из самого скоростного поворота (того самого, где сегодня находится S-образная связка, носящая имя Аскари), гонщик был мертв. Причину трагедии установить не удалось.

Фон Трипс. В 1961 году Вольфганг фон Трипс вполне мог принести Германии первый чемпионский титул в «Формуле-1». За два этапа до финиша чемпионата он уверенно лидировал в общем зачете. По большому счету, перед гонкой в Монце у Трипса оставался единственный соперник -- его товарищ по «Феррари» Филл. Стартовав с поул-позишн, немец проиграл старт Филлу, а уже на втором круге гонки случилась роковая авария. Она стала самой страшной трагедией в истории автодрома в Монце. «Феррари» Трипса столкнулась на прямой с «Лотусом» Кларка и вылетела в толпу зрителей. 14 человек скончались, еще более двух десятков получили серьезные ранения. Граф фон Трипс умер, не приходя в сознание, по дороге в больницу. Через несколько часов после катастрофы в Монце Европу облетела весть о другой трагедии: в аэропорту Шэннон рухнул самолет. В списке пассажиров, купивших билет на этот рейс, было и имя Вольфганга фон Трипса. От судьбы не уйдешь.

Риндт. Йохен Риндт так же, как и фон Трипс, был немцем, однако выступал за Австрию. В 1970 году ему не было равных на трассах чемпионата мира. В девяти первых гонках сезона Йохен одержал пять побед. Десятым этапом в календаре чемпионата значился розыгрыш Большого приза Италии, однако на старт гонки в Монце Риндт так и не вышел. Во время субботних заездов при входе в Parabolica его «Лотус» сорвался с траектории и ударился об отбойник... Йохен Риндт умер через несколько часов в медицинском центре Милана, а ровно через месяц он стал чемпионом мира... посмертно.

Петерсон. Это случилось 10 сентября 1978 года -- 17 лет спустя, день в день, после аварии фон Трипса. Перед гонкой в Монце шансы на чемпионский титул сохраняли лишь два товарища по великолепной команде «Лотус»: американец Марио Андретти и швед Ронни Петерсон. Для Петерсона команда доставила на «Аутодромо Национале» немного устаревшую модель 78, в то время как Андретти стартовал на новом «Лотусе 79». Как потом оказалось, именно это отчасти стоило Ронни жизни. «Яростный швед» смог отквалифицироваться лишь пятым и не сумел в отличие от стоявшего на «поуле» Андретти избежать роковой аварии. Уже в первом повороте Петерсон угодил в массовый завал, спровоцированный стартером Джанни Пестелли и молодым пилотом «Эрроуз» Риккардо Патрезе. Поначалу казалось, что жизни Ронни ничто не угрожает: у него была пара переломов, но мужественный швед даже не потерял сознание. Но на следующее утро Петерсон неожиданно умер в госпитале Милана от жировой эмболии.

Казалось, с годами проклятие Монцы утрачивает силу. Но в 2000 году скорбный список ее жертв пополнился вновь. Оторвавшееся в страшной аварии колесо машины Педро да ла Росы попало в голову 30-летнему пожарному Паоло Джислимберти, и тот, не приходя в сознание, умер через несколько часов в больнице Монцы.

Дмитрий СИТНИК