Время новостей
     N°168, 13 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2002
Победителей не судят
Победителей не судят
Каковы будут геополитические последствия, если Россия все же начнет боевые действия в Грузии? Этот вопрос мы задали трем российским экспертам.

Махмут Гареев, генерал армии, президент Академии военных наук:

-- Надеюсь, у той и другой стороны хватит благоразумия, чтобы не развязывать военных действий. Помимо всего прочего, этого, думаю, не допустят и американцы: они присутствуют в Грузии и в стороне оставаться не смогут. Думаю, что все происходящее не более чем разведка в политическом плане, нажим на Грузию. Но если, не дай бог (я лично этого не допускаю), будет военная фаза, она окажется невыгодной России. В Америке есть силы, которые хотели бы втянуть нас в войну с Грузией. А потом, чтобы нас примирить, придут миротворческие силы НАТО.

В целом же получим резкое обострение обстановки еще в одном регионе мира. Другие страны начнут определяться, кому за какой «интернационал» быть. Обострится внутриполитическая борьба в соседних странах. Грузины станут открыто помогать чеченцам. И не будет этому процессу конца-края. Грузия развалится: Абхазия и Аджария уже готовы к выходу из нее. Надо все сделать, чтобы военных действий не было.

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа:

-- Для России существует дилемма: либо мы имеем по ту сторону Кавказского хребта дружественную страну, либо мы теряем Северный Кавказ. Об этом говорит опыт и Афганистана, и Чечни. Чтобы иметь дружественную соседку за Кавказским хребтом, придется что-то делать, при необходимости и войска ввести. России надо извлекать выгоды из нынешней ситуации, пока западный мир, НАТО в нас заинтересованы. Международные дела -- всегда в определенной мере торг.

Андрей Кокошин, депутат Государственной думы:

-- Не думаю, что речь идет о вводе войск. Но гипотетически варианты операции могут быть самыми разными. Я лично, если бы планировал такую операцию, имел бы в виду три-четыре варианта. Чем скоротечнее операция, тем лучше. Чем меньшими силами и средствами она будет реализовываться, тем лучше. Политические последствия напрямую будут зависеть от степени эффективности действий. Скоротечные локальные действия с явными результатами -- поражением террористических групп и захватом пленных -- дадут позитивный результат, несмотря на воркотню некоторых стран. Если завязнем, может быть обратный результат. Екатерина Великая говорила: «Победителей не судят».

Россия обладает особыми интересами безопасности на постсоветском пространстве. Следуя примеру тех же США, Россия может позволить себе в порядке осуществления права на самооборону действия в отношении сопредельных государств. Успех будет определяться эффективностью операции и информационным обеспечением -- в российских и мировых СМИ. О детальных последствиях говорить сложно, существует слишком много «если».

Николай ПОРОСКОВ