Время новостей
     N°166, 11 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2002
Юрий Бойко: Доли в консорциуме -- дело президентов
Меньше месяца осталось до запланированной даты подписания соглашения по созданию консорциума, который получит право управлять украинской газотранспортной системой. Однако вероятность того, что Владимир Путин и Леонид Кучма поставят свои подписи под этим документом уже 7 октября, стремительно падает. Стороны до сих пор не могут решить принципиальный вопрос о долевом участии в консорциуме, а также перспективах расширения его учредителей.

Основные проблемы российско-украинского газового сотрудничества киевскому корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО прокомментировал глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий БОЙКО.

-- Ваш прогноз: удастся ли к 7 октября подписать соглашение о создании консорциума?

-- Думаю, да. Черновая подготовка практически завершена. На уровне экспертов мы зафиксировали позиции. Основной вопрос -- о доле сторон в консорциуме. В нашем проекте за Украиной закрепляется 50% плюс одна акция, но это предмет переговоров между руководителями стран.

-- Будет ли в числе учредителей консорциума Германия, как это предполагалось с самого начала?

-- Я не уполномочен говорить об этом.

-- Украина внесет в уставный фонд консорциума свою ГТС?

-- До подписания межправительственного соглашения ни о чем конкретном не может быть и речи. Сейчас Фонд госимущества оценивает стоимость ГТС. Когда будут сложены все составляющие экспертных решений, станет ясно, что могут внести Украина, Россия и другие партнеры по консорциуму. Ранее независимая компания «Инногейт» оценила ГТС в 13,8 млрд долларов. Это не означает, что «Нефтегаз» согласен с названной суммой.

-- Полторы недели назад вы встречались с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. О чем удалось договориться?

-- Речь шла о текущем сотрудничестве, международном консорциуме и передаче облигаций «Нефтегаза» «Газпрому». Глава «Газпрома» с пониманием отнесся ко всем проблемам. Мы серьезно продвинулись в решении проблемы передачи облигаций концерну. В свое время сделка сорвалась из-за высоких налогов: «Газпром» должен был заплатить в российский бюджет около 600 млн долларов. Нынешние усилия сводятся к поиску схемы, позволяющей минимизировать налоги, не нарушая законодательства. Рассматривались три схемы, из которых ни одна не принята. Согласно одной из них, например, налоги перекладываются на «Нефтегаз», что неприемлемо. К 16 сентября состоятся переговоры на уровне правительств.

-- Представители «Газпрома» заявляли в российских СМИ о желании расплачиваться за транзит российского газа долговыми облигациями «Нефтегаза». Поступало ли от г-на Миллера предложение платить этими бумагами еще и за использование украинских подземных хранилищ газа?

-- Нет. Деньги, которые Украина получит за использование подземных хранилищ (такое соглашение впервые подписано с «Газпромом»), пойдут на дополнительные инвестиции. Ныне полностью определены объем, условия оплаты, график отбора всего газа, который планирует закачивать «Газпром» (его общий объем 3 млрд кубометров при ежемесячной закачке 300--400 млн кубометров). Условия обоюдно выгодны.

-- Намерена ли Украина реэкспортировать газ? Если да, то в каких объемах и на каких условиях?

-- Ныне Украина располагает значительными объемами газа: 34--36 млрд кубов закупается в Туркмении, 26 млрд -- плата за транзит российского газа, и 18 млрд -- собственная добыча. Впервые появились излишки газа -- около 6 млрд кубов «туркменского» происхождения, что с политической точки зрения явный плюс. В сентябре «Нефтегаз» планирует подписать экспортный контракт -- уже есть предварительная договоренность с первыми лицами «Газпрома».

-- Насколько существенным будет снижение экспортных пошлин на газ, который намеревается продавать Украина?

-- Этот вопрос в стадии переговоров, поэтому о конкретной сумме говорить рано.

-- Есть ли у вас свой план реконструкции трубы и предлагали ли вы «Газпрому» рассмотреть его?

-- Безусловно, есть. С представителями России этот план пока не обсуждался. Последние семь лет ГТС финансируется на треть от потребностей, что вызвало беспокойство россиян относительно дисциплины исполнения транзитных договоров. «Нефтегаз» готов изыскать средства внутри страны на техническое поддержание ГТС. Для этого «Нефтегаз» добивается снижения выплачиваемого им налога на транзит российского газа с 2,2 млрд до 1,2 млрд гривен.

-- Сотрудничество с какими странами в газовой сфере «Нефтегаз» считает перспективным?

-- К концу года планируем открыть представительство в Ливии, которое станет стартовой площадкой для работы на всем континенте. К концу сентября наша делегация поедет в Судан. В Узбекистане нам дают для разработки месторождение «Усть-Юрт». Кроме того, «Нефтегаз» планирует участвовать в проекте реконструкции узбекского завода по производству сжиженного газа. Украинские эксперты выезжали на западный берег Амударьи (Туркмения) для изучения перспектив освоения этой территории (речь идет также о добыче нефти).

-- «Нефтегаз» стал инициатором реформы на внутреннем рынке газа. В чем ее суть?

-- Цель одна -- довести газ до конечного потребителя, исключив накручивание цен трейдерами. Конкуренция, которая создавалась посредниками, основывалась на схемах ухода от налогообложения и не имела ничего общего с цивилизованными правилами игры. В ближайшее время «Нефтегаз» перейдет к полному ценовому контролю, а затем займется цивилизованной либерализацией.

Светлана СТЕПАНЕНКО