Время новостей
     N°153, 24 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2000
Кому в Израиле война
А кому - туризм
С начала палестино-израильского конфликта с экранов российских телевизоров исчезла туристическая реклама «Израиль -- чудесная страна». Поток туристов резко снизился, однако и израильская сторона, и местные организаторы туров отнюдь не паникуют. Они надеются на отличительные черты российского туриста -- бесстрашие и... любовь к халяве.

В Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) сообщили, что хотя сезон начинался на редкость удачно и обещал стать самым плодотворным за последние годы, турфирмы в последние недели отметили спад на 70--90%. Тем не менее, считает президент РАТА Сергей Шпилько, «если события не примут более драматического поворота, восстановление произойдет достаточно быстро». По его мнению, как это было после расстрела экстремистами немецких туристов в египетском Луксоре, угроз курдских националистов в Турции или беспорядков в индонезийской Джакарте, российские туристы опять «будут в авангарде возвращения». И, конечно, на их решении скажутся удешевление всех наземных услуг и снижение авиатарифов с 2000 года из-за расширения круга авиаперевозчиков. «Всем участникам рынка придется работать на удешевление турпакета, -- уверен г-н Шпилько, -- и, к гадалке не ходи, это резко поднимет популярность направления».

То, что падение цен на отели и авиабилеты уже началось, подтвердила газете «Время новостей» атташе по туризму посольства государства Израиль Дана Островска. Кстати, израильские туристические власти увеличили бюджет на развитие связей с общественностью (т.е. на завоз в страну журналистов, которые своими глазами убедятся в безопасности поездок). Г-жа Островска подчеркнула, что волнения происходят на палестинских территориях в окрестностях Наблуса и Газы, «куда туристов не возят».

Заочно соглашается с ней Изабелла Левина -- руководитель русского отдела одной из старейших туристических компаний Израиля Ami Lloyd. Фирма, созданная еще во времена британского мандата, первый год работает с российскими туристами, и для нее этот сезон особенно важен. Г-жа Левина утверждает, что их фирма отменила только экскурсии в Вифлеем, находящийся на палестинской территории. Однако, говорит она, «сами палестинцы умоляют вернуть туристов и гарантируют 200-процентную безопасность».

Израильские же компании пока отказываются подвергать своих клиентов дополнительному риску. Менеджер израильской фирмы уверяет, что «российское телевидение слишком сильно нагнетает обстановку». Она напоминает, что даже во время палестинской интифады («война камней». -- Ред.), завершившейся только два года назад, туристы все равно ездили в Израиль.

Собственно, и сейчас, как свидетельствует руководитель направления компании «Солвекс» Анна Горелик, среди тех 20% туристов, которые отказались от поездки, большинство составляют состоятельные люди, купившие дорогие туры. Да и они не окончательно передумали, а собираются в зависимости от ситуации воспользоваться теми же услугами в рождественские дни или ближе к марту.

Следует отметить, что практически все участники цепочки постарались в нынешних условиях не спугнуть туриста. Израильские фирмы признали обстоятельства форсмажорными и подтвердили своим российским партнерам готовность решать финансовые проблемы, связанные с отказом от бронирования гостиниц. А перевозчики -- и это подтвердили газете «Время новостей» в пресс-службе «Трансаэро» -- возвращают деньги без штрафов даже за возврат билетов с фиксированной датой вылета. Генеральный консул Израиля Михаэль Дрор сообщил участникам рынка, что на основании писем от соответствующих турфирм готов «до 31 декабря возобновить визы туристам, отказавшимся от поездки в Израиль».

Александр ЛЕВИНСКИЙ