Время новостей
     N°153, 24 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2000
По зову сердца, по велению долга...
Генерал-майор ФСБ Виктор Суржиков при помощи судебного иска добился отстранения от участия в выборах Александра Руцкого и прошел во второй тур в Курске. Кандидат в губернаторы Читинской области генерал-полковник погранвойск Виктор Войтенко обвиняет действующего губернатора Рината Гениатулина в том, что найденные в области «левые» избирательные бюллетени выпущены губернатором. Кандидат в губернаторы Калининградской области, командующий Балтфлотом адмирал Владимир Егоров обещает очистить область от "бездны криминала", в которую погрузил область ее нынешний глава Леонид Горбенко. В Воронеже местное "Единство" вступилось за кандидата в губернаторы генерал-майора ФСБ Владимира Кулакова. Компрометирующие генерала заявления воронежского губернатора Ивана Шабанова, с точки зрения «медведей», дискредитируют всю ФСБ. Кандидат в губернаторы Ульяновской области генерал-лейтенант Владимир Шаманов обещает навести в области армейский порядок.

Конечно, самым простым объяснением такого обилия генералов была бы пресловутая "рука Кремля". Однако, по некоторым сведениям, президентская администрация и сама не ожидала такого наплыва генералитета в регионы. Реально поддержка оказана всего одному кандидату из военных -- адмиралу Владимиру Егорову. Остальные, похоже, пошли в губернаторы, как говорится, по зову сердца, по велению долга. При этом Виктор Войтенко выступил против абсолютно лояльного Кремлю Рината Гениатулина, а появление на политическом горизонте Ульяновской области грозного "Шамана" и вовсе повергло Кремль в состояние, близкое к шоку.

Если поверить в то, что хождение генералов во власть -- неожиданная инициатива снизу, то это инициатива, вполне лежащая в русле текущих событий. Получается, что генералы искренне поверили Сергею Доренко и прочим критикам нынешнего режима, рассказывающим о военизации путинского правления и неизбежном скатывании если не к тоталитаризму, то уж к вульгарно-авторитарному режиму непременно. Надо сказать, что Кремль сам дал повод и для демократических измышлений, и для генеральской инициативы. Из семи полномочных представителей президента в федеральных округах -- четыре генерала. Если исходить из этой пропорции, то 48 губернаторов из 89 должны быть из генералов. Так что резервы еще есть.

Но есть и проблема. Даже если генеральские погоны производят на Кремль такое же впечатление, как в старину гусарские ментики на провинциальных дам, разум при этом терять не стоит. Задача полпредов состоит в наведении административного порядка, усмирении регионов и приведении многообразия нынешней российской действительности к общему знаменателю. Задача же губернаторов -- обеспечить в ходе всего этого выживание населения и хотя бы минимальное его, населения, благополучие. И если для выполнения первой задачи генералы являются почти идеальным кадровым ресурсом, то со второй они обычно не очень справляются. Собственно, это заметно по ходу избирательной кампании -- свято блюдя честь мундира, генералы почему-то искренне верят, что когда они говорят гадости о своих штатских конкурентах, то это хорошо и правильно. А когда штатские кандидаты начинают рассказывать компрометирующие самих генералов истории -- это не предвыборная борьба, а дискредитация армии, ФСБ, милиции и пограничных войск. В общем, самого святого. И предвыборной поговоркой выборного сезона-2000 становится речение "где генерал -- там скандал".

Впрочем, предвыборные кампании проходят, а избранные губернаторы остаются как минимум на четыре года. И значит, ближайшие четыре года Кремлю и Белому дому придется объяснять новому генерал-губернаторскому корпусу, что дача в гражданской жизни отнюдь не самое главное. Что население надо кормить, и некоторое отклонение от устава в этом случае не просто допускается, а даже приветствуется. В общем, не было у бабы забот, да купила себе порося.

А самое интересное, что за все постсоветское время ни один генерал, пришедший в политику, не сохранял лояльность Кремлю больше, чем три месяца. Посмотрим, может быть, эти будут хранить верность дольше.

Владимир ШПАК