Спустя почти три года после убийства бывшего премьера Пакистана Беназир Бхутто пакистанские власти активизировали деятельность по изобличению ее убийц и всех, кто был так или иначе причастен к этому преступлению. Антитеррористический трибунал, расследующий обстоятельства
убийства госпожи Бхутто 27 декабря 2007 года, объявил, что суд выдал ордер на арест двух высокопоставленных полицейских, «не обеспечивших охрану» экс-премьера. Об этом объявил прокурор Зульфикар Али Чоудхри. По его словам, будут арестованы бывший начальник полиции города Равалпинди Сауд Азиз и его заместитель Хуррам Шахзад. «Я утверждаю, что они несли ответственность за безопасность Бхутто и не приняли необходимые меры предосторожности. К тому же по их распоряжению место преступления сразу после покушения было замыто, в результате чего были уничтожены улики», -- заявил прокурор.
Жизнь Беназир Бхутто, родившейся в 1953 году, во многом является отражением сложной и противоречивой истории Пакистана. Она была дочерью премьер-министра Зульфикара Али Бхутто, свергнутого в результате военного переворота генералом Зия уль-Хаком в 1977 году и казненного в 1979 году по обвинению в причастности к убийству политических оппонентов. Сама Беназир дважды занимала пост премьер-министра -- в 1988--1990 и в 1993--1996 годах. Она стала первой женщиной-премьером в мусульманском мире. И хотя прекращение ее премьерских полномочий происходило без обычных для истории Пакистана военных переворотов, само по себе премьерство протекало драматично.
Политическая история Пакистана может быть схематично описана как противостояние трех сил: двух региональных гражданских элит, представляющих провинции Синд и Пенджаб, и военных, находящихся как бы над межклановой схваткой и приходящих к власти в кризисные моменты. Клан Бхутто и возглавляемая им Пакистанская народная партия -- ярчайшие представители синдской элиты. Этому клану всегда противостояла пенджабская элита, лидером которой на сегодня является бывший премьер Наваз Шариф и возглавляемая им партия «Мусульманская лига».
Периодически сменявшие друг друга на протяжении 1980--1990-х годов гражданские правительства Беназир Бхутто и Наваза Шарифа постоянно подвергались обвинениям в коррупции. Муж Беназир Бхутто, нынешний президент Пакистана 55-летний Асиф Али Зардари, работавший министром по вопросам окружающей среды и инвестиций в правительстве своей жены и получивший прозвище «мистер 10 процентов», дважды отсидел в тюрьме по обвинениям в получении откатов от иностранных компаний и в организации заказных убийств.
К 2007 году президент Первез Мушарраф, пришедший к власти в результате военного переворота в 1999 году, уже терял популярность, и политическая элита страны пришла к осознанию необходимости смены власти. Из эмиграции вернулись видные деятели оппозиции, в том числе Беназир Бхутто и Наваз Шариф. Популярность Беназир Бхутто намного превосходила популярность всех ее возможных соперников на грядущих выборах. Первое покушение на нее
было совершено в день ее прилета в родной город и оплот Народной партии -- город Карачи. В толпе, сопровождавшей кортеж, была взорвана бомба, убившая более 130 человек и ранившая около 500. Сама Беназир уцелела. (Кстати, в последние годы теракты в Пакистане происходят очень часто - вчера в городке Моманд на северо-западе страны два смертника осуществили взрывы, в результате которых погибло не менее 55 человек).
Однако второе покушение, совершенное террористом-смертником во время предвыборного митинга 27 декабря 2007 года возле города Равалпинди, было более удачным. Обстоятельства убийства расследуются до сих пор, имена заказчиков так и не установлены, но само убийство стало важным фактором внутриполитической борьбы. Это позволяет политикам из разных лагерей обвинять друг друга, пытаясь заработать очки.
Как отметил в беседе с «Временем новостей» старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Петр Топычканов, нынешние подвижки в расследовании дела об убийстве Беназир Бхутто, несомненно, связаны с политической ситуацией в стране. «Тут играют роль два фактора, -- сказал эксперт. -- Первый -- это то, что правительство Пакистана, начиная с того момента, как президент Асиф Али Зардари пришел к власти в сентябре 2008 года, постоянно пыталось взять под контроль военных и силовиков. Но это до сих пор не получалось. А в последнее время появились признаки охлаждения между пакистанскими военными и Вашингтоном. И это сделало возможным более решительные действия в отношении силовиков». По словам нашего собеседника, «второй фактор состоит в том, что Первез Мушарраф, находящийся в эмиграции в Лондоне, объявил о намерении вернуться в политику». «Не исключено, что нити от убийства тянутся если не к самому Мушаррафу, то к его окружению. Так что, обвиняя высокопоставленных полицейских чиновников, президент Зардари хочет поставить крест на политической карьере Мушаррафа», -- говорит эксперт.