Время новостей
     N°159, 02 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.09.2002
Генное предупреждение
Продукты из биологически измененных культур будут маркироваться
Производители пищевых продуктов из биологически модифицированных сои, кукурузы и других сельскохозяйственных культур с 1 сентября обязаны предупреждать покупателей о том, что те имеют дело с детищем генной инженерии. Вчера вступило в силу распоряжение главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о необходимости наносить специальную маркировку на упаковку товаров, содержащих генетически модифицированные источники (ГМИ). До сих пор такая обязанность вменялась только импортерам, но теперь Госсанэпиднадзор решил призвать к честности и российских производителей. Заметим, правда, что наша страна сделала это едва ли не самой последней в Европе. Впрочем, это еще не повод, чтобы обвинить отечественную службу эпиднадзора в легкомыслии.

ГМ-продукты исследуются в России уже давно. Специалисты, как правило, проверяют аллергенные и канцерогенные свойства образцов. И, как утверждают в Институте питания РАМН, российским ученым до сих пор не удалось обнаружить факты, которые свидетельствовали бы о потенциальной угрозе модифицированной сои или кукурузы для человеческого организма. Так что распоряжение г-на Онищенко скорее можно считать данью европейской моде. «Зеленые» в странах ЕС уже давно заставили и мелких сельхозпроизводителей, и крупные транснациональные концерны маркировать продукцию с ГМ-компонентами.

А вот российские защитники природы относятся к решению Госсанэпиднадзора довольно сдержанно. Правильность этого шага у них сомнений не вызывает, но оценить реальную эффективность распоряжения можно будет не скоро. Во-первых, потому, что многие предыдущие попытки российских властей установить более жесткие правила оборота продукции с ГМ-компонентами успехом не увенчались. Добровольно сознаваться в увлечении генной инженерией компании-производители не собирались, а призвать их к ответственности за сокрытие подобной информации было невозможно. А во-вторых, потому, что россияне в отличие от европейцев не привыкли тщательно изучать этикетки. При этом «зеленые» предупреждают, что после снижения спроса на продукты из ГМ-культур в Европе значительный поток этих пищевых товаров был направлен в страны СНГ. Да и российские пищевые компании, принадлежащие западным концернам или работающие на импортном сырье, в массе своей все чаще предлагают на рынок плоды труда генных инженеров.

Олег ВОЛКОВ