|
|
N°223, 06 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компенсация
Фильм Романа Поланского получил шесть наград Европейской киноакадемии
Европейская киноакадемия, учрежденная как премия объединенной Европы в 1988 году, вручает призы в 23-й раз. Это не самая важная награда, призы Каннского, Венецианского или Берлинского фестивалей считаются более значимыми, но тем не менее это коллективный выбор более двух тысяч профессионалов, что позволяет называть премию аналогом «Оскара» -- хотя по сути «Феликс» (старое название премии, сегодня вытесненное новым European Film Awards) в отличие от американской премии, не имеет коммерческого смысла, не влияет на рынок, это скорее интеллектуальная награда. По традиции каждый год ее принимает какая-нибудь из столиц Европы. На этот раз выбрали Таллин, и как объяснила директор Европейской киноакадемии Марион Деринг, случилось это потому, что, во-первых, «новые страны Европейского союза очень важны для нас», а во-вторых, «в следующем году Таллин станет культурной столицей Европы». А к тому же, добавим, войдет в зону евро.
Вручение премии происходило во время ежегодного международного таллинского кинофестиваля «Темные ночи» и являлось частью его программы. В этом году из-за кризиса средства на торжественную церемонию отпущены скромные, бюджет урезан вдвое, и потому на нее не приехали голливудские звезды европейского происхождения, зато сюрпризом прибыла Жюльет Бинош, имени которой не было в списке гостей. Именно французская актриса вручила почетный приз за вклад в киноискусство 70-летнему швейцарскому актеру Бруно Ганцу.
Но подлинным триумфатором церемонии стал Роман Поланский, его фильм «Призрак» награжден шестью статуэтками -- лучший фильм, лучшая режиссерская работа, лучший композитор (Александр Деспла, лучший актер (Юэн Макгрегор), лучший сценарий (Роберт Хэррис и Роман Поланский), лучший художник (Альбрехт Конрад). Сам Поланский, хотя и освобожден уже из-под домашнего ареста, присутствовать на вручении не смог -- и благодарил всех по скайпу, скромно заключив, что шесть наград его фильму это «уже слишком».
Насколько выбор академиков вызван их желанием поддержать художника, которого преследуют на этот раз не коммунистический режим, а американская полиция? Возможно, желание подразнить США тут действительно сыграло большую роль, но и фильм как таковой принят весьма благожелательно, критики оценили добротную консервативность стиля, умение построить сюжет, создать внятную, но и захватывающую динамику его развития.
Конспирологический триллер, снятый Поланским, уже получил приз Берлинского кинофестиваля, и с умеренным успехом прошел в прокате (в том числе и в России).
Это история некоего никому не известного писателя, которого наняли для обработки мемуаров бывшего премьер-министра. Считается, что Роберт Харрис, по роману которого снят фильм, имел в виду Блэра, но в фильме никаких прямых намеков на это нет. Герой фильма, редактируя мемуары, начинает тайное расследование загадочной гибели своего предшественника в роли литературного негра, и обнаруживает, что известный политик был марионеткой в руках своей энергичной жены и агентов ЦРУ. Грязная изнанка политики и закулисные интриги -- тема не новая, существенных открытий тут не бывает, все ко всему привыкли, поэтому многим фильм все-таки показался скучноватым.
Кроме «Призрака» Европейская академия сочла достойным награды оператора фильма «Ливан» Гиора Биаха, снявшего почти весь фильм внутри танка и через его смотровую щель (с ним, кстати, конкурировал наш Павел Костомаров за картину «Как я провел этим летом). Также этот дебют немолодого уже израильского режиссера Самуэля Маоза удостоился и награды ФИПРЕССИ (а до того -- Венецианский фестиваль признал его фильм лучшим в конкурсе). А за женскую роль приз получила Сильви Тестю, сыгравшая роль парализованной паломницы в драме о несостоявшемся исцелении «Лурд».
На самом фестивале «Темные ночи», частью которого стал триумф Поланского, тоже вручают награды. В этом году Гран-при получил Сергей Лозница за фильм «Счастье мое».
Глеб МЫШКИН