Время новостей
     N°221, 02 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2010
Без домашнего задания
Школьники изучают «Основы религиозных культур» с удовольствием, но качество преподавания оставляет желать лучшего
В Общественной палате полагают, что апробация предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) оправдала себя: качество преподавания нового курса в течение двух учебных четвертей в 19 регионах России устраивает практически всех участников эксперимента -- и учителей, и священнослужителей, и самих школьников. Столь оптимистический вывод члены ОП сделали по итогам прошедших вчера слушаний, посвященных подведению итогов первого года эксперимента. Впрочем, некоторые из участников обсуждения обратили внимание на то, что учителя начальных классов, составляющие большинство среди тех, кто читает 4--5-классникам курс ОРКСЭ, не всегда могут преподать на должном уровне столь сложный предмет, как «религиоведение для детей».

В слушаниях, которые прошли под председательством главы комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Николая Сванидзе, участвовали представители, пожалуй, самой заинтересованной стороны -- традиционных российских конфессий. В частности, РПЦ представляли архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и составитель пособия по «Основам православной культуры» протодиакон Андрей Кураев. Со стороны муфтията, раввината и буддистской традиционной сангхи никаких претензий по поводу «перекоса» в сторону преподавания православия в ущерб другим религиозным культурам высказано не было. Однако о своих опасениях заявила член Общественной палаты, президент фонда «Холокост» Алла Гербер -- по ее словам, одной из главных проблем в преподавании ОРКСЭ является «наметившийся в большинстве регионов России уклон к преподаванию только основ православной религии, что может привести к ксенофобии».

Впрочем, судя по результатам соцопроса, проведенного в октябре агентством социальных технологий «Политех» по заказу Общественной палаты, 60% родителей, чьи дети изучают «Основы», считают, что введение нового предмета никак не сказалось на сплоченности одноклассников. Не менее 20% опрошенных полагают, что школьники, приобщившиеся к основам «своих» религий, становятся более дружными, и лишь 1,8% респондентов считают, что преподавание разных «Основ» разобщило детей.

Из того же исследования следует, что 78% родителей позитивно относятся к тому, что их дети изучают религиозные культуры. Причем, как подчеркнули участники вчерашних слушаний, даже среди неверующих родителей лишь 14% отрицательно отнеслись к тому, что их ребенок посещает уроки ОРКСЭ (положительно этот факт оценивает 71% родителей-атеистов). Авторы исследования приводят мнение одного из участников опроса, который отметил, что обычно «сын не очень любит уроки делать, а по этому предмету -- с удовольствием». Другому родителю понравилось, что его ребенок «стал понимать картины, посвященные библейским сюжетам», многие расценивают изучение их чадами религиозных культур как «получение полезной общеобразовательной информации».

Но и среди православных родителей опрос выявил 6% недовольных преподаванием ОРКСЭ. «Мои дети в воскресной школе занимаются, -- сообщил один из таких респондентов. -- Там понятно, им священник о православии рассказывает, а простой учитель еще неизвестно, как расскажет». В целом же, как отмечается в докладе, полученные данные согласуются с результатами опроса, который в мае провел социологический центр Российской академии госслужбы при президенте: тогда замер общественного мнения показал, что 91,5% родителей отнеслись к введению «Основ религиозной культуры» положительно или скорее положительно.

«80% детей сказали, что содержание учебников им понятно, а ведь это была серьезная задача -- сделать содержание курса доступным и не скучным», -- сославшись на результаты «внутреннего мониторинга эксперимента», с удовлетворением заметил ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин. Его академия, напомним, отвечает за подготовку так называемых тьюторов -- педагогов, которые прошли ускоренные курсы методики преподавания ОРКСЭ, после чего в столь же экстренном порядке подготовили около 15 тыс. учителей. «Выявлен профессиональный дефицит, -- посетовал г-н Никитин. -- Более 60% педагогов, преподающих ОРКСЭ, -- это учителя начальных классов, имеющие лишь базовое педагогическое образование, необходимо повышать их квалификацию в том, что касается содержания учебных модулей».

Собственно, как и в начале эксперимента, сегодня вопрос о подготовке преподавателей основ религиозных культур остается одним из самых острых. «Меня тревожит подготовка учителей. В моем распоряжении есть несколько методичек, присланных с мест, -- с точки зрения истории религий, религиоведения, просто знаний интеллигентного человека их содержание достойно юмористического журнала», -- рассказала координатор группы разработчиков курса ОРКСЭ, член президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями Марианна Шахнович. Поэтому, хотя курс и нравится детям («потому что предмет нетривиальный, оценок не ставят, домашних заданий делать не надо и учителя очень готовятся»), но требуется повысить качество преподавания -- в частности подготовить психологов-методистов, которые могли бы натаскать учителей. «Естественно, и над текстами учебников надо работать: они перегружены терминами, сложными для восприятия детей, там мало литературных примеров, мало иллюстративного материала», -- заметил Эдуард Никитин.

Михаил МОШКИН