Время новостей
     N°210, 17 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2010
Молитвенное стояние
Празднование Курбан-байрама в Москве и Санкт-Петербурге сопровождалось масштабными пробками
Один из главных исламских праздников Курбан-байрам (день жертвоприношения) прошел в Москве с таким размахом, что к нему невольно приобщились не только правоверные, но и православные, и жители столицы, исповедующие другие религии, и даже атеисты. Из-за огромного скопления верующих, пришедших вчера на намаз к Соборной мечети у спорткомплекса «Олимпийский» (по данным ГУВД, здесь собралось не менее 70 тыс. мусульман), на всех близлежащих трассах, включая проспект Мира и Ярославское шоссе, образовались многокилометровые пробки. Уже к половине девятого утра Ярославка стояла на протяжении 20 километров. Затор начал рассасываться только к полудню, гораздо позже того момента, как глава совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин закончил свою торжественную проповедь.

Перегруженной оказалась и подземка: у входа на станцию метро «Проспект Мира» выстроились внушительные очереди, причем многие из тех, кому надо было попасть на станцию Кольцевой линии (вестибюль которой расположен на противоположной от спорткомплекса стороне проспекта), пренебрегали подземным переходом и дефилировали по проезжей части, чем создавали дополнительные сложности для водителей. Похожая ситуация наблюдалась и в Санкт-Петербурге, где из-за скопления верующих у Соборной мечети (куда пришло не менее 40 тыс. человек) было парализовано движение практически на всей Петроградской стороне.

С не меньшим масштабом праздник прошел в Татарстане, где так же, как и в других исламских регионах России, Курбан-байрам был объявлен нерабочим днем. По республиканским телеканалам транслировался праздничный намаз, который имам-хатыб Рамиль хазрат Юнусов отслужил в мечети Кул-Шариф, недавно отстроенной в Казанском кремле. «Этот радостный праздник щедрости и милосердия еще один хороший повод для всех, кто проповедует ислам, продемонстрировать его гуманистическую, миролюбивую сущность, внести лепту в согласие в обществе», -- заявил президент Татарстана Рустам Минниханов. С аналогичными праздничными воззваниями к жителям своих республик обратились главы Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Адыгеи и других регионов, где преобладает мусульманское население. Черкесская диаспора Турции и Ближнего Востока, численность которой заметно превышает общее число адыгейцев, черкесов, кабардинцев и шапсугов, живущих в России, через муфтия Адыгеи и Краснодарского края Нурбия Емижа передала единоверцам 600 тыс. руб. на приобретение жертвенных животных -- баранов и коров, предназначенных для ритуального забоя в праздник жертвоприношения. Празднование, начавшееся во вторник, будет продолжаться еще два дня.

Мусульманский праздник Курбан-байрам, или по-арабски Ид аль-Адха, приуроченный к завершению хаджа (паломничество мусульман в Мекку), не привязан к какой-либо дате общераспространенного календаря -- так же, как, например, христианская Пасха. Праздник жертвоприношения отмечается в десятый день месяца зуль-хидж -- 12-го месяца исламского лунного календаря. В этом календаре начало каждого месяца отсчитывается с первого дня после астрономического новолуния. От праздника Рамазан до Курбан-байрама должно пройти 70 дней. К примеру, в прошлом году день жертвоприношения отмечался 27 ноября, а в 2011-м праздник совпадет с годовщиной Октябрьской революции.

Обычай принесения в жертву животных -- овец, верблюдов и коров, по словам мусульманских богословов, представляет собой воспоминание об одном из эпизодов Корана, который имеет параллели и в Ветхом Завете. Согласно священной книге ислама архангел Джабраил (библейский Гавриил) явился во сне пророку Ибрагиму (Авраам) и передал ему повеление Аллаха -- принести в жертву своего первенца Исмаила. Для сравнения: согласно библейской Книге Бытия Господь повелел Аврааму «принести во всесожжение» своего второго сына Исаака; первенец же Авраама Измаил, считающийся родоначальником арабских племен, согласно иудейской и христианской традициям был изгнан отцом после рождения Исаака. В остальном ветхозаветная и исламская версии не расходятся: когда Авраам-Ибрагим уже готов был принести своего сына в жертву, Всевышний, удостоверившись в преданности праведника, послал ему ягненка для жертвоприношения.

Считается, что жертвенному животному, которое предназначено к закланию в Курбан-байрам, должно быть не менее года: как правило, это либо бык, корова или коза-двухлетка, или верблюд, которому исполнилось не меньше пяти лет. Часть шкуры жертвы отдается в мечеть, а мясо делится на три части: треть идет на угощение семьи правоверного, треть раздается среди бедных соседей и родственников и треть отдается как милостыня всем, кто о ней попросит. Как правило, мясо съедается за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, причем желательно, чтобы праздник почтил своим присутствием имам местной мечети.

Михаил МОШКИН