Время новостей
     N°204, 09 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2010
Отольется в бетоне
Мэр Москвы переключает внимание с пробок на заборы
Едва ли не самую главную столичную проблему -- пробки на дорогах -- начали решать на высшем уровне. Вчера президент Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам состоявшегося две недели назад совещания, в котором участвовал и новый мэр Москвы. Тогда, напомним, глава государства заявил, что пробки «это не только задача Сергея Собянина». По решению г-на Медведева, разрешение московских транспортных сложностей включено в число первоочередных мероприятий федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010--2015 годы)».

Борьба с транспортными заторами в числе прочего подразумевает: создание диспетчерского центра управления автомобильным движением Москвы и области, снос зданий, возведенных без соответствующих разрешений вблизи автодорог, и ограничение въезда в столицу грузового автотранспорта. До 10 декабря федеральное правительство должно представить президенту предложения «по регулированию времени начала работы государственных и муниципальных учреждений и организаций в целях снижения пиковой нагрузки на транспортную систему». До начала февраля кабинет министров должен подготовить предложения о введении платы за парковку на улицах.

Столичным и подмосковным властям предложено совместно с МВД и «Ространснадзором» позаботиться об ограничении «въезда в Москву автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров, и грузового автомобильного транспорта». Напомним, что министр транспорта Игорь Левитин, выступая на уже упомянутом совещании у президента, предложил запретить движение грузовиков по МКАД в дневное время. По мнению представителей Минтранса, ограничение движения тяжелых длинномерных грузовиков по кольцевой на 10--15% поможет существенно снизить загруженность дорог при въезде в столицу. Как сообщил, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Игорь Костюченко, эта мера может быть введена в первом квартале 2011 года.

До 1 марта будущего года мэру Собянину и подмосковному губернатору Борису Громову предписано внести в градостроительные документы Москвы и Московской области «изменения, касающиеся установления обязательного требования об учете при строительстве зданий... норм их транспортного обслуживания, в том числе о создании мест для парковки».

Об этом же шла речь и на вчерашнем совещании в правительстве Москвы. По оценке вновь назначенного заместителя мэра по вопросам транспорта и дорожного строительства Николая Лямова, сейчас Москва обеспечена парковочными местами лишь на 29,1% от необходимого. До сих пор не реализованы программы строительства перехватывающих парковок: из 150 запланированных паркингов построено только два -- на площади Гагарина и на пересечении ул. Автозаводской с Варшавским шоссе. Из десяти транспортно-пересадочных узлов построен лишь один -- у станции метро «Планерная». Г-н Лямов от имени столичной мэрии пообещал, что за пять лет число парковок и стоянок увеличится на 70% -- до 2015 года должно появиться 2,3 млн новых машиномест. Причем, по словам заместителя мэра по транспорту, под парковки могут быть использованы подэстакадные пространства, конечные остановки городского общественного транспорта, полосы отвода вдоль железных дорог и наземных участков метро, а также участки под линиями электропередачи.

Главный архитектор Александр Кузьмин признал, что проблема «перезрела» уже давно. И.о. главы Москомархитектуры напомнил, что в советские времена был принят норматив: 75 парковочных мест на 1 тыс. жителей. Сейчас же хотя в проектах должно закладываться одно парковочное место на квартиру, но, как констатировал г-н Кузьмин, в проектах планировки возле жилых застроек зачастую не предусмотрено достаточное пространство для парковки.

«По всем новым стройкам нужно заложить максимальное количество парковочных мест, которое вообще можно заложить», -- призвал подчиненных г-н Собянин. Оптимальной же градоначальник считает ситуацию, при которой на одну машину будет приходиться три машиноместа: рядом с домом, возле офиса и, к примеру, у торгового центра. Сейчас же хуже всего с парковками обстоят дела именно возле «торговых точек, спортивно-досуговых комплексов и объектов социальной сферы».

Мэр подчеркнул, что при строительстве деловых центров нужно учесть, что парковочные площадки должны работать «не только на этот офис, но и на прилегающую округу, другие офисы и рабочие места». Г-н Кузьмин в свою очередь заметил, что, по его мнению, нужно синхронизировать две городские программы: возведение 600 тыс. кв. м муниципального жилья и строительство «народных гаражей» на 11 тыс. машиномест -- так, чтобы дома и стоянки «совпали в пешеходной доступности».

Напомним, что программа «Народный гараж» стала одним из последних проектов Юрия Лужкова на посту столичного мэра. Он обещал, что начавшееся в 2009 году строительство многоуровневых паркингов разрешит проблему с размещением машин. С начала нынешнего года и до вступления г-на Собянина в должность мэра в Москве было построено всего 85 «народных гаражей» на 30,6 тыс. машиномест -- горожанам их предлагают по 350 тыс. руб. за место. Всего же капитальные гаражи, имеющиеся в наличии в столице, могут вместить 314 тыс. автомобилей, и еще 604 тыс. можно поставить на обычные, плоскостные стоянки. Это при том, что, по данным мэрии, в Москве зарегистрировано 3,15 млн автомобилей.

Видимо, имея в виду все ту же доступность, Александр Кузьмин заметил, что паркинги можно строить и во дворах, «учитывая индивидуальные особенности каждой территории». Нельзя сказать, что это предложение главного архитектора города было воспринято г-ном Собяниным с одобрением. «Не нужно превращать дворы в стоянки», -- сказал мэр, обращаясь к г-ну Кузьмину. Кроме того, подчеркнул градоначальник, недопустимо «строить страшные гробы в виде гаражей». Сергей Собянин призвал Москомархитектуру использовать «творческий подход», дабы внешний вид паркингов не уродовал облик города. «Архитектурный облик «народных гаражей» должен быть более совершенен. Очень просто испохабить микрорайон, а что потом с этим делать?» -- заметил мэр.

По мнению г-на Собянина, еще одним элементом архитектурного ландшафта, «похабящим» облик города, стали многочисленные бетонные заборы. «Никаких бетонных заборов, колючих проволок на объектах, на которых зачастую непонятно что происходит, быть не должно», -- уверенно заявил градоначальник. Г-н Кузьмин пообещал уже к среде представить мэру эскизы прозрачных заборов для установки на территории города, в том числе в центре.

По замыслу столичных властей, «прозрачным» должно стать и обсуждение плана борьбы с пробками: проект плана, предусматривающего развитие улично-дорожной сети, паркингов и развязок, будет размещен в Интернете. Ожидается, что проект плана появится на официальном сайте столичного правительства уже сегодня.

Михаил МОШКИН