Время новостей
     N°153, 24 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2000
Съедено с умом
Уже год в московской 266-й школе длится эксперимент. Вместо однообразного общепитовского меню тут ввели «шведский стол», когда сами дети могут выбирать блюда по вкусу. Вполне возможно, что скоро этот опыт распространится по всем столичным школам.

Здесь не пахнет подгоревшим молоком и прокисшими тряпками для столов. Здесь пахнет едой. Наверное, это можно отнести к врожденной аккуратности местных кулинаров, но дело не только в этом. «Шведский стол» нас всех дисциплинирует, -- признаются школьные повара. -- Когда есть возможность готовить разнообразно, то хочется проявить фантазию, каждое блюдо приготовить по всем правилам, с любовью».

Впрочем, «шведская» дисциплина сама собой распространяется не только на работников плиты, но и на самих школьников. Вот, помыв руки, в столовую входят первоклашки. Каждый берет поднос, две тарелки, ложку, вилку и -- страшно вымолвить! -- нож. Сколько копий было сломано по поводу этого столового прибора в учреждениях и ведомствах, ответственных за школьный общепит: дескать, перережут дети друг друга. Нет, не режут почему-то, спокойно кладут «холодное оружие» на подносы и идут на раздачу. «Мне мама теперь разрешает и дома нож брать, после того как меня здесь научили кушать с ним», -- хвалится маленькая Даша.

Школьный «шведский стол» мало чем отличается от обычного ресторанного: такие же витрины с тарелочками, судочками, горшочками. А в них -- супы, макароны, картошка, рис, мясо, котлеты... Но самое странное, что никто не шумит и не дурачится. Скорее всего это тоже заслуга «шведского стола». Ведь очередь двигается быстро, а первокласснику еще надо выбрать из десятка блюд. Оттого и сосредоточенность.

Недавние детсадовцы, привыкшие, что их обслуживают взрослые, уверенно берут половники, открывают супницы и разливают горячие щи. Затем ставят тарелки и стаканы на подносы и, уверенно лавируя между одноклассниками, садятся за столы. Весь трудоемкий процесс обходится без жертв -- всего одна разбитая тарелка. «Бывает, конечно, что и роняют, и разбивают, -- говорит директор школы Людмила Стопневич, -- но такое ведь и с любым взрослым может случиться».

Едят дети тоже вполне аккуратно. «Это, наверное, потому, что вкусно, -- предполагает 7-летний Павлик. -- Даже еще вкуснее, чем дома. Дома могут пересолить, еще чего... А тут -- никогда».

Бесплатно обедают в столовой «ресторанного типа» лишь школьники с 1-го по 4-й класс, потом -- только дети из многодетных и малообеспеченных семей. Для старшеклассников же существует «бар»: пирожки, булочки, печенье, кофе, чай, соки. Это не дискриминация, а просто старшие сами отказались от обедов, отдав предпочтение «бизнес-ланчу» на перемене.

А в планах у директора -- поставить в «шведской» столовой магнитофон, чтобы во время завтраков и обедов играла классическая музыка. Говорят, пищеварение улучшает.

Заместитель начальника Управления массового питания и перспективных технологий правительства Москвы Галина Александрова:

«Много положительных отзывов о «шведских столах» поступает и от самих учащихся, и от их родителей, и от учителей. Мы тоже считаем, что это самая удачная форма организации школьного питания. Она, конечно, требует еще некоторой доработки, но и в нынешнем виде оправдывает себя. Повышается культура и организованность в школе, потому что дети чувствуют себя самостоятельными, имея право выбора, пусть даже в таких обыденных вещах, как обед. Уже сейчас можно сказать, что этот проект будет пользоваться большой популярностью во всех школах, и возможно, не только в Москве. Тем более что материальных средств на организацию «шведского стола» требуется почти столько же, сколько на организацию обычной системы питания».

Санитарный врач отдела организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Госсанэпидемнадзора Андрей Мосов:

«За последний год в Москве стали активно внедряться новые формы питания школьников. Во-первых, это завтраки быстрого приготовления из полуфабрикатов, которые требуют только разогрева в жарочном шкафу столовой. А во-вторых, так называемые «шведские столы», которые предоставляют школьникам выбор блюд на данный день. Большинство столичных школ выбирает именно их, но эта форма школьного питания имеет свои недостатки. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, необходимо прививать навыки рационального питания, а обедая на «шведском столе», он скорее всего выберет не «полезное», но главным образом -- «вкусное». Поэтому самый лучший вариант -- совмещение «полезного с приятным», то есть совмещение меню «шведского стола» и рациональности завтраков быстрого приготовления.

Госсанэпидемнадзор допускает «шведские столы» в школах, пока не происходит каких-либо нарушений принятых нами норм».


Мария ВАСЕНИНА