Время новостей
     N°153, 23 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2002
Все сначала
Новый процесс по делу котляковского взрыва пройдет лишь с одним подсудимым
Процесс по делу одного из первых в современной российской истории крупных терактов -- взрыву на Котляковском кладбище в ноябре 1996 года -- должен заново начаться сегодня в Московском городском суде.

Взрыв этот стал настоящим шоком для всей России. Никогда еще до того времени не было столь масштабных терактов -- от сработавшей бомбы 14 человек погибли на месте, 16 были покалечены. Еще больше шокировали результаты расследования Генпрокуратуры -- по данным спецслужб, за взрывом стояли в прошлом герои страны «афганцы», которые в борьбе за выделенные властями льготы на импорт табака, алкоголя и ширпотреба уничтожали своих прежних соратников и их родственников.

В начале 90-х годов государство для поддержки «афганцев» наделило ряд их структур беспрецедентными налоговыми и таможенными льготами. В первую очередь эти блага перепали Российскому фонду инвалидов войны в Афганистане (РФИВА), возглавляемому в тот момент Валерием Радчиковым. РФИВА получал огромные прибыли, которые в результате и стали причиной конфликта среди «афганцев». В 1993 году часть столичных и региональных членов фонда обвинили Радчикова в масштабных хищениях и сместили его с должности на очередном съезде. Новым главой РФИВА стал «афганец» Михаил Лиходей. Радчиков сдаваться не собирался и при помощи соратников развернул борьбу за прежний пост. Когда конфликт был в самом разгаре, неизвестные взорвали в подъезде Михаила Лиходея вместе с двумя охранниками, а РФИВА возглавил Сергей Трахиров. В ноябре 1996 года он с десятком других «афганцев» и их родственниками пришел на Котляковское кладбище помянуть Лиходея, и в этот момент прогремел взрыв.

По обвинению в преступлении Генпрокуратура арестовала Валерия Радчикова и его знакомых Андрея Анохина и Михаила Смурова. Согласно данным следователей, которые на допросах подтвердили и два последних задержанных, события развивались так. Радчиков, решив разобраться с конкурентами, поручил это дело за деньги Анохину и передал ему взрывное устройство массой 4,5 кг в тротиловом эквиваленте. Тот в свою очередь привлек к операции Михаила Смурова. За день до панихиды они закопали бомбу в могилу Лиходея, а когда там собрались «афганцы», привели ее в действие.

На начавшемся в 2000 году суде Анохин и Смуров заявили, что показания из них выбили силой и при помощи психотропных веществ, а защита обвиняемых смогла найти серьезные недочеты в работе следователей. В частности, прокуроры утверждали, что бомба имела оболочку, а назначенная по требованию адвокатов экспертиза показала, будто ее не было. Серьезно в оценках специалистов разнилась и масса взрывчатки. В результате Московский окружной военный суд полностью оправдал Радчикова, Анохина и Смурова. В конце 2000 года Верховный суд, где прокуратура опротестовала такое решение, его отменил, отправив дело на доследование.

За время дополнительной работы прокурорам, по их словам, удалось доказать следующее: Смуров и Анохин давали показания не под действием препаратов и без оказания на них давления, бомба имела оболочку (это подтверждают обнаруженные в могиле осколки), а ее мощность все-таки была приблизительно 4,5 кг. Впрочем, к окончанию нового расследования два фигуранта дела стали для следователей недоступны: Радчиков погиб в автокатастрофе, а Анохин сбежал.

Суд по этой истории должен начаться сегодня, и служители Фемиды вызвали на него потерпевших по делу -- тех, кто находился на кладбище во время взрыва. Однако, как заявил корреспонденту газеты «Время новостей» адвокат Смурова Игорь Вербицкий, он будет требовать переноса процесса, поскольку ранее подал в Конституционный суд жалобу о незаконности предстоящих слушаний. По словам защитника, согласно новому УПК прокуратура не имеет права опротестовывать оправдательные приговоры. И хотя протест в Мосгорсуд прокуратура подала еще до вступления в июле этого года УПК, г-н Вербицкий считает повторный суд противоречащим нормам права.

Александр ШВАРЕВ