Время новостей
     N°196, 26 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2010
"Наши коммерческие директора стоят на ушах"
Ритейлеры объединились с поставщиками для смягчения закона о торговле
Представители ряда торговых сетей, объединенные в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), и близких к ним контрагентов из Союза производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») на форуме «Новый этап отношений сетей и поставщиков» предложили пакет поправок к принятому в декабре прошлого года закону о торговле. Проанализировав опыт трехмесячной работы в условиях закона, вступившего в силу в полном объеме только с 1 августа этого года, они предлагают выбросить из него «нелепости и глупости», откорректировать некоторые из его ключевых положений ради улучшения делового климата в отрасли и «лучшего обеспечения граждан качественными продовольственными товарами по доступным ценам». Представители государства готовы обсуждать предложенные инициативы, но некоторые идеи сразу назвали неприемлемыми.

Решимости представителям сетей придают изменения настроений во власти, которые они уловили после этого лета. «Если 2009 год прошел под лозунгом поиска нетрудовых доходов у ритейла, то 2010-й -- в борьбе со спекулянтами-поставщиками, воспользовавшимися плохим урожаем», -- отметил главный исполнительный директор группы Х5 (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Лев Хасис. По его словам, первый вице-премьер Виктор Зубков лично заверил, что правительство заинтересовано в стабильности на рынке, чтобы цены на продукты если и росли, то медленнее общего уровня инфляции. «Правительство готово принять законодательные меры, чтобы замедлить инфляционные процессы, чтобы уровень доступности продовольствия для населения был высокий, -- утверждал г-н Хасис. -- Наши предложения -- это более точная настройка законодательства, которая вышвырнет из него нелепости и глупости, которые мешают нам, ритейлерам и поставщикам, увеличивают издержки и цены».

Прежде всего авторы совместного обращения предлагают либерализовать положения ст. 9, запрещающей включение в договор поставки товаров любых бонусов сетям, за исключением десятипроцентной скидки за объем проданной продукции для ряда социально значимых товаров. Авторы поправок утверждают, что эта норма закона на практике оказалась неработающей. По словам председателя совета директоров холдинга «Помидорпром» Максима Протасова, «ее легко обойти либо увеличением цены товара, либо заключением договоров о возмездном оказании услуг». Хотя размер вознаграждения формально был уменьшен, фактически «экономика поставок осталась прежней».

После запрета бонусов предоставление услуг по продвижению товаров стало оформляться отдельными договорами. Однако поставщики столкнулись с тем, что налоговые органы готовы относить к расходам по продвижению товаров не более нескольких процентов от объема реализации. Компенсация остальных затрат фактически идет за счет прибыли поставщиков. Действия налоговиков не удается оспорить. Поэтому предлагается внести изменения в Налоговый кодекс (НК), которые позволят исключать из налогооблагаемой базы в полном объеме выплаты по договорам возмездного оказания услуг.

«Ритейлеры должны зарабатывать на продаже продуктов, а не полок», -- соглашается г-н Протасов. Но при этом утверждает, что поставщики лишились одного из самых эффективных инструментов стимулирования ритейлеров к увеличению объема продаж своей продукции. Поэтому предлагается разрешить превышение десятипроцентного размера вознаграждения в новом договоре поставки при условии существенного превышения объема продаж за предыдущий временной период. Рост размеров вознаграждения должен быть пропорционален увеличению объема продаж.

Антимонопольное ведомство в лице начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева безапелляционно отвергло совместную инициативу поставщиков и ритейлеров. «Мы будем выступать против введения этой формулы», -- заверил участников дискуссии г-н Нижегородцев. По его мнению, норма в ее нынешнем виде вполне работоспособна, так как позволяет видеть реальные цены товаров, которые «становятся для потребителей более эластичными».

Представители сетей утверждают, что в возвращении бонусов заинтересованы прежде всего поставщики. Часто они сами просят об этом ритейлеров. Тимофей Нижегородцев обратил внимание на то, что наказание за нарушение ст. 9, которая поставила вне закона все вознаграждения торговых сетей за реализацию продукции, носит двусторонний характер -- ему могут быть подвергнуты как ритейлеры, так и поставщики.

Компании группы Х5, по словам ее главного исполнительного директора Льва Хасиса, нашли выход в том, что «любые предложения поставщиков сразу же направляют в ФАС». «Примерно в половине случаев ФАС нам отказывает в праве применять предлагаемые практики, -- признался ритейлер. -- Наши коммерческие директора стоят на ушах, пытаясь и обеспечить полки товарами, и соблюсти интересы акционеров. Значение юристов в деятельности нашей компании критически выросло».

К марту 2011 года ФАС намерена издать своеобразный «кодекс лучших практик», который обобщит десятки разъяснений, данных ведомством по закону о торговле. Этот документ станет обязательным для региональных подразделений ФАС и всего рынка, сообщил г-н Нижегородцев.

Ритейлеры также просят изменить НК, освободив их от уплаты налогов с убытков, связанных с утратой или повреждением товаров. Интересно, что к группе наибольшего риска представители сетей относят алкоголь, дорогие кондитерские товары, икру, консервы, пиво и безалкогольные напитки, а также йогурты. «К сожалению, данные товары часто воруют и/или съедают прямо в торговом зале», -- сокрушаются авторы обращения. Однако с этой инициативой согласны не все поставщики. Убытки от потерь зачастую объясняются «некачественным персоналом», считает председатель совета директоров «Дымовского колбасного производства» Вадим Дымов.

Поставщики и ритейлеры просят также вернуть право предоставления бонуса за логистику (за организацию поставок, минимизирующих транспортные и складские расходы). Авторы обращения считают этот бонус «вызывавшим менее всего вопросов».

В обмен на удовлетворение этих запросов ритейлеры готовы пойти даже на некоторое ужесточение закона о торговле. Сейчас цена товара устанавливается в договоре поставки, и на ее пересмотр сетями уходило до полугода, признался Максим Протасов. Это не позволяет поставщикам в оперативном порядке реагировать на изменение цен на рынке на свою продукцию или на входящие в нее ингредиенты. Ритейлеры готовы «законодательно установить максимальный срок согласования торговой сетью изменения цен поставки в течение 30 рабочих дней», а также запретить реализаторам брать штрафы за недопоставки товаров после этого срока.

Представители торговых сетей примирительно признают положительное влияние закона о торговле на атмосферу в их сегменте экономики. «Закон был принят на волне противостояния производителей, поставщиков и ритейлеров. Благодаря закону между ними сложилась уникальная ситуация сотрудничества, -- утверждает Лев Хасис. -- Подписанное примерно месяц назад соглашение между АКОРТ и 12 ведущими союзами производителей позволит иметь консолидированную позицию, с которой власть страны не сможет не считаться». Он заверил присутствующих, что данные предложения в ноябре будут рассматриваться на экспертном совете в Минпромторге, а в ближайшее время их представят рабочей группе, возглавляемой первым вице-премьером Виктором Зубковым.

Директор департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов подтвердил готовность обсудить обнародованные предложения бизнеса на экспертном совете, но свое отношение к ним формулировать отказался.

Сам факт выработки согласованной позиции между такими весомыми игроками на рынке розничной торговли, как АКОРТ и «Руспродсоюз», может стать поводом для обвинения их в монопольном сговоре, предупредил заместитель руководителя департамента потребительского рынка Москвы Владимир Слепак. Исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский горячо заверил, что никакого соглашения нет. Есть только совместное обращение. Но следует заметить, что в самом тексте обращения словосочетание «участники соглашения» заменили не на всех страницах.

К правке закона о торговле готовы приступить и чиновники. По словам Тимофея Нижегородцева, в рамках мониторинга исполнения закона о торговле с 1 февраля ФАС провела 311 проверок, изучила более 10 тыс. договоров поставок. Выявлено 6627 несоответствий. Выяснилось, что в основном в договорах нарушаются как раз положения вызвавшей большие споры ст. 9 (порядок заключения и исполнения договоров -- 4501 несоответствие) и ст. 13 (запрет на монопольные ограничения в договорах -- 2125 несоответствий). Чаще всего встречаются: нарушение запрета на навязывание контрагенту условий поставки по лучшей цене, чем другим сетям (1954 несоответствия); установление нарушающих закон отсрочек платежей (1365); навязывание услуг по продвижению товаров (1152); включение в цену договора поставок дополнительных условий его исполнения (803 несоответствия).

ФАС также проверила 392 проекта договора между сетями и поставщиками и обнаружила в них 156 несоответствий, которые были устранены до подписания документов. «С 1 августа мы рекомендации не выдаем, а возбуждаем дела: на настоящий момент их уже порядка 40», -- заявил представитель ФАС. Все они касаются ст. 13 (распространение полномочий ФАС на контроль за соблюдением положений ст. 9 пока только предполагается подготовленными службой поправками). Больше всего дел заведено в Амурской области -- 15, в Пермском крае -- шесть, в Челябинской области и Хакасии -- по три.

В поправках, которые готовятся ФАС по результатам мониторинга, нарушения части требований ст. 13 будут запрещены при любых обстоятельствах, то есть санкциям могут быть подвергнуты обе стороны соглашений. В частности, это правило ФАС намерена распространить на взимание платы за утрату, потерю, кражу товара после перехода права собственности к торговой сети. И это тоже можно рассматривать в качестве негативного ответа на соответствующую инициативу бизнеса.

Бизнес пока реагирует на проверки ФАС не особо болезненно, так как нет механизма наказания за нарушение закона о торговле. Однако в Госдуме уже находится два проекта поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Один из них -- правительственный -- предлагает ввести фиксированные штрафы за нарушение требований закона о торговле: для должностных лиц до 50 тыс. руб., а для юридических -- до 1 млн руб. А другой, внесенный наиболее активными сторонниками принятия закона о торговле из числа депутатов и сенаторов, -- оборотные штрафы (до 0,03% от всего товарооборота нарушителя). «Если будут введены оборотные штрафы, то у чиновников появятся инструменты шантажа такими фантастическими санкциями», -- утверждает Лев Хасис. Правда, депутатский законопроект уже получил негативное заключение от профильного думского комитета по законодательству.

Одним из знаковых ФАС считает свое решение по делу о приобретении компанией «Агроторг» сети «Копейка». Антимонопольное ведомство разрешило эту сделку при условии продажи всех магазинов «Копейки» в девяти городских округах, где совокупная доля двух сетей могла превысить максимально разрешенные законом 25% продовольственного рынка в границах этих муниципальных образований. Правда, как выполняют это предписание участники соглашений, г-н Нижегородцев пока не знает. При этом глава управления ФАС убежден, что «норму закона о предельной доле рынка сети в границах муниципального района надо редактировать для ее объективизации». Сейчас теоретически не запрещено сети, которая контролирует 24% рынка, приобрести ритейлера с долей продуктового товарооборота в 75%. «Это является нарушением идей, которые в закон закладывало правительство», -- убежден г-н Нижегородцев.

В пяти регионах местные управления ФАС возбудили дела в отношении органов власти, которые принимают решения, имеющие признаки ограничения конкуренции при перемещении товаров, например в виде дополнительной сертификации. Наиболее сложные переговоры на этот счет ведутся с Татарстаном и Белгородской областью. Еще в ряде субъектов федерации власти устранили нарушения после отправки им писем ФАС.

Зато ритейлеров решил поддержать глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. По его словам, в ближайшие десять лет, согласно «Стратегии-2020», предполагается в три-четыре раза повысить уровень благосостояния российских граждан. «Все эти деньги придут в торговлю. Отрасли будет гарантирован растущий объем рынка», -- убежден парламентарий. Он заверил, что так пугающие ритейлеров инициативы депутатов (среди авторов которых, кстати, немало членов фракции «Единая Россия») по введению верхнего предела торговой надбавки не найдут поддержки у власти. «Любое прямое государственное назначение цен означает их рост. Нам приходится отбиваться от непрофессиональных предложений в этом направлении», -- признал г-н Федоров.

Зато совместные инициативы ритейлеров и поставщиков ему понравились. «Многие из предложений, которые содержатся в обращении, мы готовы запустить в виде поправок и продвигать их», -- заверил глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству.

Андрей СУСАРОВ