Время новостей
     N°194, 22 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2010
Часть правды
Россияне не верят официальной версии трагедии "Норд-Оста"
Три четверти россиян (74%) считают, что власти скрывают правду о трагедии «Норд-Оста», произошедшей восемь лет назад. Об этом свидетельствуют данные инициативного опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-центром»), проведенного 8--10 октября. Опрошено 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 127 населенных пунктах 44 регионов страны, статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Напомним, что театральное здание в Москве на Дубровке было захвачено группой террористов 23 октября 2002 года во время представления мюзикла «Норд-Ост». В заложниках оказалось более 900 человек, 130 погибло 26 октября в ходе спецоперации по освобождению театрального центра.

Как выяснили социологи, только 9% опрошенных полностью доверяют официальной версии произошедшего. 52% считают, что власть рассказала о теракте лишь «часть правды», 19% полагают, что «правду скрывают» целиком, а еще 3% при ответе на вопрос были категоричны: «[Власти] лгут и изворачиваются». Затруднились с ответом 17%. Таким образом, официальной версии в той или иной степени не доверяет три четверти россиян.

Говоря о причинах, по которым бандитам удалось устроить столь масштабный теракт в двух шагах от Кремля, 33% назвали «коррупцию среди работников милиции и других органов власти». 31% считают, что трагедия произошла «из-за бездействия, плохой работы спецслужб», 13% полагают, что беда в бездействии не спецслужб, а милиции. Еще 21% уверены, что «подобные теракты в принципе невозможно предотвратить». Иными словами, в общей сложности 77% респондентов видят причины трагедии в плачевном состоянии российской правоохранительной системы. Более того, 39% считают, что отечественные спецслужбы знали о готовящемся теракте, но не сумели его предотвратить или вообще бездействовали. А 5% даже допускают крамольную мысль о том, что силовики сами приложили руку к организации захвата заложников.

Точно так же в гибели заложников при штурме здания большинство склонны винить власть, хотя для этого используются разные формулировки. 34% считают, что жертв было много из-за «плохой организации эвакуации и спасения людей, пострадавших от действия газа», 30% убеждены, что «операция по освобождению заложников была проведена непрофессионально». 6% опрошенных считают, что корень зла в изначальном нежелании властей вести переговоры с боевиками. Наконец, немалая часть респондентов -- 27% -- настроена фаталистически: «Жертв в подобных случаях невозможно избежать».

Кстати, о переговорах с боевиками: несмотря на многократное повторение на разные лады формулы «никаких соглашений с бандитами», большинство россиян (67%) продолжают считать, что главное -- «любой ценой избежать крови, пусть даже для этого придется выполнить требования террористов». При всем недоверии власти более половины опрошенных (54%) все еще надеются, что в критической ситуации спецслужбы будут в первую очередь любой ценой спасать людей. Хотя, казалось бы, ответы на все предыдущие вопросы социологов говорят о том, что россияне властям не верят и не ждут от них ничего хорошего.

«Человеку психологически хочется надеяться на лучшее, -- объяснил это противоречие в интервью «Времени новостей» заместитель директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Большинство не может сказать себе, что в следующем теракте снова будет кровь. Люди надеются, что произойдет чудо, и власть договорится с террористами без ущерба для государственных интересов». Это классический случай когнитивного диссонанса, точнее, отдельного его вида, описанного в литературе как «стокгольмский синдром». Стараясь не травмировать собственную психику размышлениями об отечественной власти, люди просто предпочитают об этом не думать. «Люди сказали социологам о своем недоверии потому, что об этом спросили, но в обычной жизни это уходит на периферию сознания», -- считает г-н Макаркин.

Правда, эксперт отмечает, что недоверие к власти -- общий тренд ХХ века, когда у людей появилось больше возможностей получать информацию и делать собственные выводы. «Абсолютное доверие вызывает только сакральная власть. Сегодня люди во многих странах полагают, что власть говорит не всю правду, даже если они сами выбрали ее на полностью свободных выборах. Так, в Америке до сих пор многие не верят в официальную версию убийства Джона Кеннеди». Специфическая российская проблема, по словам эксперта, состоит в том, что общество и не стремится узнать «всю правду». «Люди имеют массу претензий к власти, но рассматривают ее как единственного защитника», -- поясняет эксперт. И за эту защиту массовое сознание готово заплатить ненужной ему правдой.

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Теракт на Дубровке