Время новостей
     N°189, 15 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2010
Уполномоченный по правам президента
Чеченский омбудсмен заступился за Рамзана Кадырова
В мировом суде Хамовнического района Москвы вчера продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, который обвиняется в клевете на главу Чечни Рамзана Кадырова. На заседании были допрошены три свидетеля обвинения, одним из которых оказался уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. Он отверг возможную причастность г-на Кадырова к смерти правозащитницы Натальи Эстемировой, о чем говорил г-н Орлов, и подверг критике деятельность самого «Мемориала». Среди прочего г-н Нухажиев заявил, что эту организацию спонсируют «те, кто хочет развала России», причислив к таковым и госдепартамент США.

Член экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека РФ и сотрудница чеченского филиала «Мемориала» Наталья Эстемирова была похищена утром 15 июля 2009 года возле своего дома в Грозном. Позже она была найдена застреленной у ингушского села Гази-Юрт. В тот же день на сайте «Мемориала» было опубликовано заявление Олега Орлова, который возложил ответственность за убийство на главу Чечни Рамзана Кадырова. На следующий день на пресс-конференции он вновь повторил, что за убийством г-жи Эстемировой стоит г-н Кадыров. В пользу этого, по мнению правозащитников, говорило то, что деятельность погибшей ранее нередко вызывала недовольство властных структур республики. Также было известно и о натянутых отношениях г-жи Эстемировой с самим главой Чечни, который неоднократно критиковал ее, а однажды сделал ей публичное замечание за то, что она вопреки мусульманским традициям не носит платок.

После выступлений «Мемориала» г-н Кадыров обратился в Тверской суд Москвы с иском о защите чести и достоинства, но суд удовлетворил его лишь частично, после чего глава Чечни добился возбуждения уголовного дела по статье «клевета». 10 августа оно было направлено в участок №363 мирового судьи Хамовнического района Карины Морозовой.

Ранее суд выслушал показания четырех правозащитников из Чечни, которые дружно осудили высказывания г-на Орлова и отметили, что им самим г-н Кадыров активно помогает. Вчера сторона обвинения представила еще трех своих свидетелей, основным из которых стал Нурди Нухажиев.

Он с ходу заявил суду, что обвинения г-на Орлова в адрес главы Чечни являются «грубейшим попранием правовых принципов презумпции невиновности»: «Я как уполномоченный выступаю в защиту Кадырова и как президента, и как простого гражданина. Он имеет такие же права, как и все граждане». Далее омбудсмен раскритиковал деятельность «Мемориала» в Чечне, отметив, что она «направлена на выявление негативной информации и ее поспешное распространение». Кроме того, он обвинил правозащитников в том, что они «монополизировали право» на защиту людей и «претендуют на свою исключительность», а также «отстранились» от коллег и властей республики. Без участия последних, по мнению г-на Нухажиева, решать проблемы людей в Чечне правозащитникам затруднительно.

Также он сообщил, что в Чечне «твердо встали на ноги» другие правозащитные организации и деятельность «Мемориала» «не лучше, чем у остальных». Отвечая на вопрос о возможных угрозах со стороны г-на Кадырова в адрес убитой правозащитницы, г-н Нухажиев сказал: «Знаю с 1996 года всю их семью, этого по природе не могло быть. Единственные угрозы в ее адрес были по делу Лапина (сотрудник Ханты-Мансийского ОМОНа Сергей Лапин, осужденный в 2005 году на 11 лет за пытки жителей Чечни. -- Ред.) со стороны его коллег. О других угрозах она никогда ничего не говорила».

После этого г-н Нухажиев перешел в наступление лично на г-на Орлова: «Своими недостойными высказываниями Орлов дает себе оценку как человеку и как правозащитнику. Все правозащитные организации в Чечне восприняли заявление «Мемориала» отрицательно. Вдвойне обидно, что это сделал человек, называющий себя правозащитником».

Также г-н Нухажиев выразил мнение, что «Мемориал» «спонсируют не те, кто хочет стабильности и благополучия в стране, а те, кто хочет развала России». На уточняющий вопрос, кого именно он имеет в виду, г-н Нухажиев пояснил, что это Фонд Джорджа Сороса, госдепартамент США, а также «посольства ряда стран». По мнению уполномоченного, вообще «финансирование правозащитной деятельности извне должно быть запрещено».

Когда очередь задавать вопросы дошла до г-на Орлова, свидетель, обидевшись на одно из его высказываний, отказался на них отвечать и передумал только после настоятельной просьбы судьи. При этом г-н Нухажиев был менее красноречив, заявив, что ничего не слышал о каких-либо личных претензиях г-на Кадырова к погибшей, а также что он незнаком с двумя делами о похищении людей, которыми незадолго до своей смерти занималась г-жа Эстемирова.

Некоторые неудобные вопросы свидетель и вовсе оставил без ответа. А комментируя ряд жестких высказываний руководства Чечни в адрес правозащитников, он сослался на яркий и многообразный чеченский язык, заявив, что их не всегда правильно переводят и что не стоит воспринимать их слишком буквально.

Кроме того, обвинение вчера представило суду еще двух своих свидетелей -- президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова и Исмаила Дадалаева, помощника депутата Госдумы РФ Адама Делимханова. Они, впрочем, по сути дела ничего не сообщили, а рассказали о себе, об успешной деятельности г-на Кадырова и о своем отрицательном отношении к заявлению г-на Орлова. В свою очередь защита выразила недоумение вызовом свидетелей, которые даже не были знакомы с г-жой Эстемировой.

В конце заседания представитель г-на Кадырова отметил, что тот хочет добиться для г-на Орлова максимально строгого наказания. «Мне надоело выслушивать вопросы моих детей: папа, кого ты убил?» -- процитировал он слова г-на Кадырова.

Следующее заседание состоится 2 ноября, когда, как ожидается, слово будет предоставлено защите.

Анатолий КАРАВАЕВ