Время новостей
     N°150, 20 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2002
Ташкент торопит Москву
ЛУКОЙЛ и «Итера» обещали стать узбекскими разведчиками
Компания «Узбекнефтегаз» решила на днях напомнить своим российским партнерам, ЛУКОЙЛу и Итере, о том, что в Ташкенте ждут соглашения о разделе продукции (СРП) в совместных предприятиях по разработке газовых месторождений Бухаро-Хивинского и Гиссарского регионов Узбекистана. Источник в компании напомнил через ИТАР-ТАСС, что ЛУКОЙЛ и «Итера» еще год назад обещали вложить в разведку и разработку узбекских углеводородов 720 млн долл. Документ с обязательствами обеих сторон в этом проекте был подписан еще 23 июля прошлого года. Тогда президент ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов обещал, что контракт будет заключен в первом квартале нынешнего года.

Как сообщили на днях газете «Время новостей» в «Итере», соглашения о разделе продукции должно быть подписано в ближайшие полтора-два месяца. Приблизительно в тот же срок будет создана и компания-оператор. Планируется, что непосредственная работа начнется после завершения организационных процедур, предположительно, к началу следующего года

Для постоянной деятельности в регионе партнеры сейчас создают акционерную компанию. По 45% ее акций будет принадлежать ЛУКОЙЛу и «Итере», а 10% -- «Узбекнефтегазу», вкладом которого станет лицензия на разработку месторождений. Осуществление проекта начнется после заключения соглашения о разделе продукции (СРП). Разработка рассчитана на 25 лет, но этот срок может быть продлен еще на 10 лет.

В начале реализации проекта добыча прогнозируется на уровне 4,5 млрд кубометров газа в год, затем, после выхода на проектную мощность, объем может составить 8--10 млрд. Газ, добываемый на узбекских месторождениях, будут экспортировать в Россию, а затем в Европу по действующим трубопроводам «Бухара--Урал» и «Средняя Азия -- центр».

Газовый рынок Узбекистана вызывал интерес у многих компаний, однако попытки проникнуть на него не увенчались успехом. Так, ЛУКОЙЛ еще в начале 90-х приложил усилия, чтобы поработать в регионе, но безуспешно. С тех пор в российских бизнес-кругах сложилось устойчивое мнение, что Ташкент явно не торопится пускать в свою страну российский капитал.

Ситуация изменилась в 2001 году. Как рассказал газете «Время новостей» посол Узбекистана в Москве Шакасым Шаисламов, во время своего визита в Россию президент Узбекистана Ислам Каримов, отвечая на эти упреки, сделал публичное заявление, смысл которого сводился к следующему: приходите к нам и работайте на условиях СРП. Российский президент после этого, как сообщают источники, близкие к переговорам, поручил президенту ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову и президенту «Итеры» Игорю Макарову заняться разработкой проектов.

По мнению посла Узбекистана, российские компании получили хорошие условия для работы. К примеру, запасы месторождений, вовлеченных в проект, считаются одними из лучших в регионе и оцениваются в 230 млрд кубометров природного газа и 10 млн т жидких углеводородов. Запасы «Кандыма», самого крупного месторождения, составляют 180 млрд кубометров газа.

В Ташкенте уверяют, что хотят получить на свой рынок как можно больше операторов, дабы создать хорошую конкурентную среду и избежать появления монополистов. Однако, как сказал газете «Время новостей», начальник управления по привлечению иностранных инвестиций «Узбекнефтегаза» Сабитжан Абдурахманов, у него нет информации, что на узбекском газовом рынке намерены работать такие крупные операторы, как, например, BP или им подобные мировые корпорации.

Источники в Ташкенте утверждают, что одним из аргументов в пользу сотрудничества с ЛУКОЙЛом и «Итерой» стало согласие этих компаний вкладывать средства не только в добычу газа, но и в разведку перспективных месторождений. Один из проектов связан с осуществлением геологоразведочных работ в Кунградском районе Каракалпакии. Другой предполагает комплексное освоение и эксплуатацию газовых месторождений Бухарской области («Кандым», «Хаузак» и «Шады»).

На каких условиях будет подписано соглашение СРП, ни в Москве, ни в Ташкенте, сообщать не торопятся. Очевидно, однако, что узбекской стороне будет принадлежать не менее 55% добытого сырья.

Аркадий ДУБНОВ, Денис РЕБРОВ