Время новостей
     N°175, 27 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.09.2010
Реформаторы и режиссеры
Президент встретился с лидерами отечественного театра
На состоявшуюся 25 сентября встречу с президентом РФ Дмитрием Медведевым было приглашено 16 видных театральных деятелей, в том числе Олег Табаков, Валерий Фокин, Юрий Соломин, Марк Захаров, Кирилл Серебренников, Евгений Миронов, Лев Додин. В беседе участвовали министр культуры Александр Авдеев и вице-премьер Сергей Собянин. Судя по всему, встреча была приурочена к начинающейся с нового года реформе бюджетных учреждений, которым придется выбирать между несколькими вариантами хозяйственной деятельности. Видным театральным деятелям, негативно настроенным в отношении этой реформы, вроде бы удалось добиться внесения некоторых изменений в ее проект.

Как водится, встретившись с первым лицом, гости наперебой начали излагать мучающие их проблемы.

Министр культуры РФ Александр Авдеев, воспользовавшись случаем, предложил ограничить срок действия грантов для театральных учреждений, а также привлекать к их распределению гражданское общество.

Худрук Академического малого драматического театра -- Театра Европы Лев Додин предложил отменить для театров налоги на заработки.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин заметил, что в театре огромное количество людей работает на бессрочных контрактах, труппы раздуты, многие актеры бесполезны, но они немедленно становятся оппозицией, если в театр приходит молодой руководитель, которого затем легко «съедают». Так что молодые перспективные режиссеры не хотят возглавлять театры. Он же поднял вопрос о создании специального портала по поддержке театра и, главное, попросил внести изменения в закон о финансировании бюджетных учреждений (закон №83): у театра есть своя специфика, которая не позволяет исполнять положения этого закона.

С Львом Додиным по поводу отмены налогов Дмитрий Медведев в принципе согласился: «Я не думаю, что это огромные деньги для государства». Но речь может идти только об основной театральной деятельности. «То есть это не доходы, образующиеся, скажем, в результате сдачи части театральных помещений в аренду или иной, пусть даже весьма полезной деятельности», -- отметил президент. Что подразумевается под иной полезной деятельностью театров, осталось загадкой, но «здесь нужно подумать: если возможно сепарировать такого рода доходы от других доходов, такое поручение можно подготовить». «Я администрации скажу с Минфином проработать», -- пообещал Медведев.

Министру Авдееву президент возразил. Распределять гранты должно Министерство культуры, возможно, с привлечением общественных советов. Президент заметил, что всякое решение является субъективным, но перекладывать эти решения на гражданское общество неправильно, тем более что и непонятно, как тут решать -- голосованием что ли?

Гранты в России выделены наиболее значимым с точки зрения государственной культурной политики учреждениям, например Большому и Малому театрам, учебным театральным заведениям, оркестрам и т.д. Выделить грант трудно, но отменить его психологически вовсе невозможно, поскольку грант дает существенный прирост зарплат. Авдеев предложил ограничить действие грантов по времени. Но президент счел более конструктивным распределить практику грантов не только на федеральную власть, но и на регионы и даже на муниципалитеты.

Как известно, в регионах существование театра сильно зависит от воли губернатора. Поэтому президент предложил вице-премьеру Собянину разработать такое положение, когда в оценку деятельности губернатора будет входить его отношение к театру. При этом, по его словам, подобные критерии оценки деятельности губернаторов уже существуют, но, «может быть, нужно это конкретизировать применительно к театральному искусству». «Вот и займитесь этим вместе с Сергеем Собяниным», -- предложил он собравшимся.

Наиболее увлекла президента тема срочных трудовых договоров -- тут он почувствовал себя уверенно как юрист и объяснил, что если меняется или организационная форма, или условия труда, это является основанием для того, чтобы изменить трудовые отношения, перейти от договора бессрочного к срочным. Впрочем, для особо заслуженных и пожилых работников можно оставить и бессрочный договор, а для остальных -- заключать контракты на 3--5 лет. Это, между прочим, действительно больная тема: в России труппы в основном постоянные, и в них на небольших зарплатах оседает множество реально театру не нужных артистов, которых, впрочем, выгнать на улицу очень трудно -- и юридически, и просто по-человечески. Особенно если эти люди в возрасте.

Возраст зрителей тоже заботил театральных деятелей. Кто-то образно заметил, что сегодня основная публика -- это дамы в перьях... Президент за дам вступился, по его мнению, они создают правильную атмосферу в театре, тут, очевидно, взаимное недопонимание, речь шла не о нарядных и изысканных зрителях, а о том, что современные и активные люди перестали воспринимать театр как необходимую для них часть жизни: театры превращаются в музейные экспонаты, где собирается особая, далекая от живой жизни публика. Но ведь и для президента поход в театр -- это протокольное мероприятие, так что тут надо учитывать специфику.

Кстати, о специфике театральной жизни президент знает и по поводу неудобного для театра закона №83 тоже в курсе: «Безусловно, невозможно применять этот закон в одинаковой степени успешности, скажем, к учреждениям в сфере образования, с одной стороны, и к театрам -- с другой стороны. Вполне можно на уровне постановления правительства, решений Министерства культуры, по согласованию с другими ведомствами учесть эту специфику. Нужно только подумать, что конкретно там должно быть», -- отметил президент. И добавил, что нужно проанализировать нормы этого закона и выделить те из них, что либо неприемлемы для театра, либо требуют отдельной расшифровки в специальных постановлениях.

В общем, спасение утопающих -- дело рук самих утопающих. Хотите жить лучше -- сами придумайте как, придайте этому необходимую юридическую форму, и все будет, как вы хотите. Так вкратце, наверное, можно подытожить послание президента театральной общественности.

Глеб МЫШКИН