Время новостей
     N°150, 20 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2002
Катастрофа
Российская военная авиация понесла самые крупные потери в своей истории
Самые тяжелые потери, возможно, за все время «второй» чеченской кампании понесли вчера федеральные силы. Около 5 часов вечера в зоне прямой видимости от главной российской военной базы в Ханкале в окрестностях Грозного потерпел аварию военно-транспортный вертолет Ми-26 Т, на борту которого находилось, по разным данным, от 115 до 132 человек. Только по самым первым подсчетам, в катастрофе погибли не менее 75 человек. Еще более 30 были в тяжелом состоянии отправлены в госпиталь. Впрочем, вчера точное количество пострадавших ни военное командование, ни гражданские власти Чечни назвать еще не решались. Спасательные работы на месте трагедии продолжались до позднего вечера - вертолет то ли упал, то ли совершил вынужденную посадку в зоне минного заграждения, к тому же машина сразу была охвачена огнем. В результате пожарным и санитарным группам пришлось пробираться к месту падения Ми-26 вместе с саперами.

Трагедия под Ханкалой сразу же вызвала если не шок, то крайне болезненную реакцию российского руководства всех уровней. По количеству погибших эта авария вполне может оказаться самой тяжелой по «разовым» потерям Объединенной группировки войск в Чечне за все время контртеррористической операции. Подобные по масштабам удары федеральные силы получали ранее лишь однажды - в феврале 2000 года, когда в Аргунском ущелье за один день в бою с отрядом сепаратистов погибли 84 десантника 76-й Псковской дивизии ВДВ. Кроме того, вчерашняя авария вполне может считаться крупнейшей авиакатастрофой в истории российской военной авиации. За все время с конца 1999 года во всех инцидентах с военными самолетами и вертолетами в Чечне, произошедших как по техническим причинам, так и в результате обстрела боевиками, погибли немногим более 60 человек.

Уже через час после известия о трагедии президент Путин взял под личный контроль расследование ЧП и распорядился о создании специальной комиссии для выяснения причин аварии Ми-26 во главе с заместителем министра обороны - главкомом сухопутных войск России Николаем Кормильцевым. В Ханкалу вчера срочно выехало все руководство Чечни во главе с Ахмадом Кадыровым и полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев, прервавший поездку по пострадавшим от наводнения районам Краснодарского края.

И власти, и эксперты о причинах катастрофы Ми-26 говорили вчера очень осторожно. Какими бы они ни оказались -- техническая неисправность или, -- в любом случае однозначные выводы грозили более чем серьезными последствиями. В одном случае встает вопрос о вопиющей халатности наземных служб и безобразном состоянии парка российской военной авиации. В другом -- если сепаратистам прямо у Ханкалы, где расположен штаб всей Объединенной группировки, действительно удалось сбить вертолет, -- неизбежны "оргвыводы" в отношении военного командования.

Вчера к вечеру было достоверно известно лишь следующее. Вертолет Ми-26Т авиации сухопутных войск около 16.00 вылетел с военной базы в Моздоке. По разным данным, на его борту находились 5 членов экипажа и 110--127 пассажиров-военнослужащих. Ми-26 является одним из самых мощных отечественных транспортных вертолетов среднего класса (его грузоподъемность до 20 тонн груза) и одной из самых надежных машин. Ми-26Т отличает мощная броневая защита кабины, топливных баков и двигателей. В Ханкалу Ми-26 должен был доставить очередное пополнение мотострелков на смену солдат и офицеров, отслуживших в Чечне свой срок. По предварительным данным, полет до последнего момента проходил нормально и приблизительно в 17.00 Ми-26 должен был прибыть на место. Однако в 16.47, при заходе на посадку, командир вертолета Олег Батанов доложил на землю о громком хлопке в районе правого двигателя и срабатывании противопожарной сигнализации о его возгорании. Пилоты сообщили, что идут на вынужденную посадку, после чего связь с бортом превралась. По словам очевидцев, в последние секунды машина скорее не падала, а быстро снижалась, но из ее двигателей уже вырывался огонь. При посадке машина завалилась на бок и ударилась о землю, после чего почти сразу была объята пламенем. На основе таких данных эксперты вчера предполагали, что Ми-26 мог быть сбит с земли (возможно, из пулемета, при ракетном попадании машина бы взорвалась в воздухе) или упасть в результате неисправности двигателя. При этом не исключалась возможность и того, что машина при ударе о землю могла попасть на мину.

Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН