Время новостей
     N°178, 30 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2010
Красный Эд на распутье
Новый лидер лейбористов признал ошибки предшественников
Инаугурационная речь нового лидера лейбористов Эда Милибэнда (на снимке) на партийном съезде в Манчестере явно понравилась большинству делегатов, но не всем. Во вторник вечером новый босс лихо раскритиковал 13-летнее правление Тони Блэра и Гордона Брауна, возложил на них ответственность за недавнее тяжелое поражение своей партии на выборах и легко отказался от их политического наследства. Он снял с нового поколения лейбористов ответственность за ошибки прошлого и обещал розы без шипов в будущем.

40-летний Милибэнд отпустил своей партии «самый тяжелый грех» -- военное вторжение в Ирак. Он назвал неправильным решение правительства Блэра присоединиться в 2003 году к США для свержения режима Саддама Хусейна. «Я полагаю, что мы были не правы. Не правы в том, что втянули Британию в войну, мы должны быть честными по этому вопросу. Не правы в том, что война не была последним средством, потому что мы не сумели добиться достаточного международного единства и подорвали авторитет ООН», -- сказал Милибэнд. Сам он в то время еще не был депутатом парламента и не голосовал по этому вопросу.

Говоря об экономике, Милибэнд раскритиковал Гордона Брауна за то, что тот, будучи министром финансов, а потом и премьер-министром, допустил бесконтрольное разрастание кредитного пузыря. Формирование чрезмерной зависимости британской экономики от банковского сектора он назвал недальновидным.

Грубой ошибкой предшественников Милибэнд объявил их иммиграционную политику. Он считает естественной негативную реакцию многих простых британцев на появление в стране сотен тысяч иммигрантов, готовых трудиться за меньшее вознаграждение. Новый глава партии признал, что правительство лейбористов допустило резкое увеличение числа британцев, полностью или частично зависящих от государственных пособий.

«Я очень довольна, что наконец у нас появился лидер, который набрался смелости признать ошибки Блэра и Брауна, -- сказала «Времени новостей» делегат конференции, акушерка из Шеффилда Джейн Гейфорд. -- Я еще училась в школе, когда Блэр решил воевать с Ираком, и считаю, что нынешнее поколение лейбористов не должно нести груз ответственности за прошлое. Нам надо сейчас сконцентрироваться на том, как помочь людям пережить последствия финансового кризиса».

А вот партийная элита оказалась в растерянности. Недавние министры правительства сидели с каменными лицами, когда Милибэнд провозглашал «ошибкой» иракскую войну. В кулуарах съезда они признавались, что сомневаются в решении нового лидера отказаться от «нового лейборизма» Блэра, которому удалось переместить партию с левого фланга в центр британской политики, обеспечив ей широкую поддержку избирателей. Взамен Эд Милибэнд выдвинул лозунг «нового поколения», пообещав «добиться партийного единства» и «вернуться на Даунинг-стрит».

Влиятельный британский аналитик и комментатор Саймон Хеффер заметил, что в часовой речи Эда Милибэнда «не было ни слова о политике». «Новый лидер партии явно хотел понравиться всем подряд -- школьным поварам, гомосексуалистам, деловым женщинам, нянечкам в больницах, иностранцам, военнослужащим. С другой стороны, Милибэнд заявил, что поддержит действия коалиционного правительства по сокращению дефицита бюджета, отказав в поддержке профсоюзам, если они пойдут на «безответственные забастовки». Эта программа выглядит как сплошная мешанина левых и правых идей. Не сочетание, а именно мешанина», -- уверен эксперт.

Особенно интересно, как собирается Эд Милибэнд поступить с профсоюзами, которые уже заявили, что категорически протестуют по поводу предстоящих увольнений и замораживания зарплат в госсекторе. Во-первых, именно профсоюзы создали 110 лет назад лейбористскую, то есть рабочую партию для того, чтобы она представляла их интересы в парламенте. Во-вторых, своей победой на выборах лидера партии Эд полностью обязан голосам профсоюзных активистов, обеспечивших ему минимальное преимущество в 1% над старшим братом Дэвидом, имевшего большинство среди членов партии.

Трудно себе представить, говорят комментаторы, чтобы в таких условиях Красный Эд (это прозвище вызывает у него нескрываемое раздражение) выступил против требований профсоюзов. Но в этом случае он настроит против себя большую часть населения страны, которая негативно относится к забастовкам. «Ему может не нравиться кличка Красный Эд, -- пишет британская газета «Сан». -- Однако на деле в его программной речи было больше от отца-марксиста, чем от Тони Блэра, трижды побеждавшего на всеобщих выборах».

Изрядно подпортил настроение Эду Милибэнду отказ его брата Дэвида сотрудничать с ним и войти в состав теневого кабинета. 45-летний Дэвид является по всеобщему мнению одной из самых ярких фигур британской политики. С 2005 года он постоянно входил в правительство, последние три года был министром иностранных дел. После ухода Тони Блэра Дэвида считали главным соперником Брауна на выборах нового лидера лейбористов. Однако он проявил великодушие и решил не мешать Брауну, давно дожидавшемуся своей очереди на занятие кресла премьера.

В 2009 году Дэвид Милибэнд имел хорошие шансы занять пост верховного представителя ЕС по международным делам и политике безопасности, но предпочел остаться в британской политике. Дэвид, считающийся последователем Тони Блэра, был неоспоримым фаворитом гонки за место лидера лейбористов, освобожденное Брауном. Он обязательно победил бы, если бы профсоюзные боссы в последнюю минуту не испугались его центристских политических убеждений и не отдали предпочтение Эду.

По словам политического редактора канала «Скай ньюз» Адама Болтона, в Лейбористской партии есть люди, которые полагают, что сам факт выдвижения Эдом своей кандидатуры на партийных выборах был актом предательства по отношению к старшему брату. По их мнению, в результате партию возглавил «не тот Милибэнд». Эд отрицает эти обвинения и клянется, что сохраняет прекрасные отношения с Дэвидом, называет его «выдающейся политической фигурой». Но тогда зачем же он вступил в конкуренцию со старшим братом, в результате которой Дэвид, по-видимому, надолго прервет свою политическую карьеру?

Через неделю Эд Милибэнд, ставший автоматически и лидером оппозиции, назовет состав теневого кабинета. По давней традиции, наиболее многочисленная оппозиционная партия в британском парламенте именуется «официальной оппозицией Ее Величества». Ее главная задача -- «испытывать на прочность» действия правительства и выступать с альтернативными решениями проблем, обсуждаемых в обеих палатах Вестминстера. За это государственная казна выделяет ей дополнительное финансирование на содержание аппарата и политическую деятельность, а члены так называемого теневого кабинета, или «переднескамеечники», получают вдобавок к своему депутатскому жалованью еще и министерскую зарплату. Они обязаны подвергать сомнению и критике работу соответствующих министров в правительстве.

На съезде в Манчестере делегаты внесли свои предложения по кандидатурам теневых министров. 19 человек на двухлетний период войдут в состав теневого кабинета. Портфели между ними распределит Эд Милибэнд. По решению лейбористского съезда как минимум шесть мест на передней скамейке оппозиции должны занять женщины.

Зураб НАЛБАНДЯН, Манчестер--Лондон