Время новостей
     N°165, 13 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2010
Лев спит, а одним глазом глядит
В Венеции подвели итоги 67-го кинофестиваля
Главный венецианский приз -- «Золотой лев» достался в этом году фильму Софии Копполы («Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта») под названием «Где-то». Это история голливудского актера высшей лиги Джонни Марко (Стивен Дорфф -- «Блейд», «Я стреляла в Энди Уорхола», «Джонни Д.»), чье мало имеющее отношение к реальности существование, состоящее в основном из алкоголя, дорогих автомобилей, общения с восторженными поклонницами и прочих богемных радостей того же сорта, резко изменилось с неожиданным появлением в его жизни 11-летней дочери Клео (Элль Феннинг -- «Вавилон», «Дежавю», «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Сама София Коппола определила свою новую работу как «взгляд на современный Лос-Анджелес» (судя по всему, взгляд этот оказался «принципиальным и жалостливым»), а председатель венецианского жюри Квентин Тарантино отметил, что решение судейской коллегии было абсолютно единодушным: «Картина с первого же просмотра в равной степени околдовала наши души и здравый смысл, и в дальнейшем это чувство лишь росло и росло». В 2003 году Коппола уже была отмечена в Венеции за фильм «Трудности перевода».

«Серебряного льва» получил испано-французский фильм Алекса де ла Иглесиа («День зверя», «Пердита Дуранго», «Оксфордские убийства») «Печальная баллада для трубы» -- эксцентрическая фантасмагория о двух циркачах, которые влюблены в одну и ту же девушку и принимают весьма активное участие в гражданской войне в Испании 1937 года, не снимая своих клоунских костюмов даже во время самых отчаянных и кровавых боевых вылазок. Де ла Иглесиа также стал обладателем приза за лучший сценарий. До сего момента он был известен в первую очередь у себя на родине (его картины неоднократно номинировались на испанскую национальную премию «Гойя», а «День зверя» принес награду за лучшую режиссуру), на международном же уровне де ла Иглесиа неизменно настигал успех на специализированных фестивалях мистики и ужасов. Теперь испанский режиссер вышел на уровень признанного мэтра, явно повторяя судьбу своего соотечественника Гильермо дель Торо.

Спецприза фестиваля удостоилось «Присущее убийство» Ежи Сколимовского («Барьер», «Король, дама, валет», «В Америке») -- мягко говоря, немногословная притча о беглом политзаключенном где-то на Ближнем Востоке, вполне артхаусная копродукция Польши, Венгрии, Ирландии и Норвегии. Фильм Сколимовского (в свое время прославившегося среди прочего в качестве сценариста «Ножа в воде» Романа Поланского) уже в третий раз принимает участие в основном венецианском конкурсе -- до этого были «Корабль-маяк» (1985), который тоже был отмечен спецпризом жюри, и «Ключ от тридцати дверей» (1991). Кроме того, одиозный, но оттого ничуть не менее талантливый Винсент Галло («Мечты об Аризоне», «Что ни день, то неприятности», «Коричневый кролик»), сыгравший в «Присущем убийстве» роль главного героя фильма с многозначительным именем Мухаммед (о том, как его зовут, впрочем, можно узнать только из финальных титров), был назван лучшим актером. Лучшей актрисой стала дебютантка из Греции Ариана Лабед, сыгравшая главную роль в греческом же фильме «Эттенберг» Афины Рахель Цангари («Фит», «Медленный бизнес»). Приз имени Марчелло Мастроянни, который ежегодно вручают в Венеции лучшему молодому исполнителю вне зависимости от половой принадлежности, получила американка Мила Кунис («Джиа», «В пролете», «Книга Илая»), которая снялась в открывавшем нынешний фестиваль «Черном лебеде» Даррена Аронофски («Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер») и, как видно, совсем не потерялась на фоне своих партнерш Натали Портман, Вайноны Райдер и Барбары Херши.

Наши «Овсянки» Алексея Федорченко (в Венеции демонстрировавшиеся под более понятным названием «Тихие души») были отмечены трижды: фильм получил приз ФИПРЕССИ, награду экуменического жюри, а Михаил Кричман («Небо. Самолет. Девушка», «Возвращение», «Изгнание») был признан лучшим оператором. «Лев юности» (награда Луиджи Де Лаурентиса за лучший дебют) был отдан жюри под председательством Фатиха Акина («В июле», «На краю рая», «Душевная кухня») турецкому фильму «Совершеннолетие» Серена Юса, а жюри во главе с Ширин Нишат назвало лучшей картиной программы «Горизонты» фильм Николаса Переды («Вместе», «Перпетуум-мобиле») «Лето Голиафа».

Наконец, специального «Льва» за пожизненный вклад в киноискусство в этом году получил Монти Хеллман -- американский режиссер, сценарист, актер, монтажер и продюсер. В начале карьеры -- протеже легендарного Роджера Кормана, а значит, кинематографист до мозга костей, Хеллман не очень хорошо известен широкой публике, но по праву считается одной из ключевых фигур американского кино синефилами всего мира. Не исключая, понятное дело, и Квентина Тарантино (Хеллман был одним из продюсеров «Бешеных псов», а в титрах «Бесславных ублюдков» ему высказана специальная благодарность; точно так же, кстати, как и в титрах «Буффало-66», фильма нынешнего венецианского триумфатора Винсента Галло). Мастер боевиков про мотоциклетные банды, жестких криминальных драм, весьма своеобразных фильмов ужасов и медитативных роуд-муви (сам Хеллман говорил, что если о чем и имеет смысл снимать кино, так только о дороге), режиссер уже был однажды отмечен в Венеции -- в 1988 году он получил кинокритический приз «Бастоне Бьянко» за фильм «Игуана». В нынешнем венецианском конкурсе была представлена его последняя на сегодня работа под названием (разумеется) «Дорога в никуда». Фильм как таковой остался без призов, но, как видим, почетный «Лев» нашел своего героя. В приветственной речи Тарантино сказал, что влияние Хеллмана на творческий путь членов жюри невозможно переоценить.

Глеб МЫШКИН
//  читайте тему  //  Кино