Время новостей
     N°165, 13 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2010
Входной билет
ТНК-ВР получит вьетнамские активы ВР
Постоянно увеличивающийся объем убытков ВР не позволит британской корпорации в срок опубликовать свою отчетность за III квартал текущего года. Дополнительная неделя потребовалась для точного подсчета потерь, которые компания понесла в связи с аварией в Мексиканском заливе 20 апреля. Только на ликвидацию последствий катастрофы ушло более 8 млрд долл., а чистый убыток BP за первое полугодие превысил 17 млрд долл. Впрочем, часть своих потерь корпорация уже восполнила за счет продажи активов. В стороне от распродажи не останутся и ее российские партнеры. Так, в конце минувшей недели один из акционеров и исполнительный директор ТНК-ВР Виктор Вексельберг подтвердил заинтересованность СП в покупке активов ВР во Вьетнаме.

ТНК-ВР, до сих пор не имевшая возможности похвастаться обширным списком зарубежных активов, в скором времени может стать транснациональной корпорацией не только по структуре акционерного капитала, но и по наличию собственных объектов в разных частях света. Деятельную поддержку российским партнерам в этом окажет ВР, которая ранее уже заявила о готовности продать российско-британскому СП активы в Алжире, Венесуэле и Вьетнаме. По некоторым данным, британцы рассчитывают извлечь из продажи не менее 5 млрд долл. Еще в июле стало известно о том, что ТНК-ВР получит доли ВР в венесуэльских месторождениях (см. «Время новостей» от 30 июля). В пятницу речь зашла уже о недрах Юго-Восточной Азии -- о возможности покупки вьетнамских активов ВР заявил Виктор Вексельберг. Отметим, что британской корпорации еще предстоит получить разрешение Ханоя на продажу долей в шельфовом проекте Nam Con Son (в него входят газовые месторождения Lan Tay и Lan Do) недалеко от города Хошимин, трубопроводном консорциуме, обеспечивающем доставку голубого топлива до береговых хранилищ, и работающей на добытом газе электростанции Phu My-3.

По мнению опрошенных «Временем новостей» экспертов, покупка вьетнамских активов может оказаться очень выгодной для СП. «Особый интерес эти проекты представляют потому, что являются газовыми. Рост спроса на газ в Азии в перспективе будет идти гораздо большими темпами, чем рост спроса на нефть. Голубое топливо более дешево и более эффективно», -- полагает ведущий специалист департамента рыночных исследований ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. Он также заметил, что предлагаемые ВР объекты могут обеспечить синергетический эффект. Напомним, что в августе ТНК-ВР подписала меморандум о сотрудничестве с местной нефтегазовой корпорацией PetroVietnam. В рамках этого соглашения предполагается создать СП, которые будут заниматься реализацией проектов в России и Вьетнаме как в сегменте upstream, так и в сегменте downstream. Следующим лотом, который приобретет ТНК-ВР, могут стать газовые проекты в Алжире In Salah Gas, In Amenas, Rhourde El Baguel и Bourarhet, а также обширная (370 заправочных станций) сеть АЗС в Польше.

В то же время, по словам Виталия Крюкова, участие ТНК-ВР в этих проектах будет зависеть от их экономической эффективности. «Важна экономика каждого конкретного проекта. Особенно если учесть то, что ВР вовсе не собирается отказываться от по-настоящему лакомых кусков, которые считает действительно важными для своего бизнеса», -- пояснил эксперт. Он также добавил, что участие ТНК-ВР в некоторых не самых выгодных проектах тем не менее могло бы стать «входным билетом» на западные рынки.

Тони Хейворд, который с 1 октября покинет пост главы ВР, сменит в совете директоров ТНК-ВР исполнительного директора британской компании Энди Инглиса. Г-н Хейворд может принять участие уже в следующем заседании совета директоров ТНК-ВР в октябре. В настоящее время в совет директоров ТНК-ВР входит 11 человек -- по четыре представителя от российских и британских акционеров, а также три независимых директора. В частности, ВР в совете помимо г-на Инглиса представляют вице-президент британской компании Дэвид Питти, заместитель главного финансового директора Иэн Макдональд и лорд Робертсон Порт-Элленский.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ