Время новостей
     N°162, 08 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2010
Конституционный торг
Президенту Грузии не нравятся европейские рекомендации
Новая редакция конституции Грузии, которую парламент должен одобрить осенью, спровоцировала серьезные разногласия между Тбилиси и европейскими экспертами. 16 сентября в Грузию прибывает председатель Венецианской комиссии Джанни Букикио, возглавляющий этот консультативный орган Совета Европы по конституционному праву. Несколько месяцев назад президент Михаил Саакашвили наградил итальянца грузинским орденом Золотого руна за помощь в проведении юридических реформ. Однако в преддверии нынешнего визита грузинский лидер заявил, что «категорически не согласен с рекомендациями» об ограничении президентских прав в Грузии. Саакашвили заявил, что «не учтет до конца» пожелания оставить грузинскому президенту «символическую власть», как в Италии или Германии. Глава государства объяснил свою позицию тем, что Грузия «стоит перед серьезными вызовами» и ей нужен сильный президент на случай кризисных ситуаций.

Полномочия Саакашвили на посту главы государства истекают в 2013 году. Грузинская оппозиция уверяет, что конституцию переписывают под его политические нужды: в новой редакции усиливаются полномочия правительства и парламента, что создает основания для предположений о том, что нынешний президент попытается стать премьером или спикером. Конституцию с поправками примут в конце октября -- начале ноября. И тогда после парламентских выборов 2012 года правительство будет формироваться парламентом без вмешательства президента. В интервью «Времени новостей» председатель парламента Давид Бакрадзе назвал «недобросовестной спекуляцией» предположения о том, что пост премьера или спикера «резервируется» за Саакашвили, ведь оппозиция, получив на выборах в парламент более 50% голосов, сама будет комплектовать кабмин. Президент будет избираться на пять лет, парламент -- на четыре, а правительство может меняться чаще в зависимости от того, довольны ли его работой депутаты. Саакашвили на днях пообещал, что не будет проводить референдумов, которые позволили бы ему остаться на посту президента после выборов 2013 года. По его словам, «не будет концентрации власти в какой-нибудь ее ветви, власть будет коллективной».

Тем не менее европейские эксперты отмечают, что в новой редакции конституции президент в обход правительства может напрямую выходить на парламент, когда дело касается единства страны и функционирования государственных институтов. По мнению Венецианской комиссии, это может привести к конфликту интересов. Европейцы также считают, что в грузинской модели власти президент играет значительную политическую роль, которая не отвечает его назначению гаранта конституционного строя. Среди замечаний также недостаточное увеличение полномочий парламента, который, как считают эксперты Венецианской комиссии, может и не стать сильным демократическим институтом.

Почему же г-н Саакашвили настаивает на сильной президентской власти, если он не намерен больше баллотироваться на этот пост, а полномочия премьера в будущем станут еще более значительными? Один из лидеров оппозиционной Республиканской партии, Давид Бердзенишвили, в ответ на вопрос «ВН» заметил: «Видимо, в правящей элите сами еще не определились, что им нужно. Саакашвили пока не знает, достаточно ли у него ресурсов, чтобы остаться во власти. Возможно, сейчас идет торг и внутри его команды, и с Западом -- кто придет на смену. Конечно, сам Саакашвили не хочет уходить, вне зависимости от того, какой будет модель управления государством, но его возможности небезграничны». Грузинский профессор конституционного права Вахтанг Хмаладзе в интервью «ВН» сказал: «Есть апробированные во всем мире две модели -- президентской республики и парламентской системы, позволяющие справедливо распределять полномочия и поддерживать баланс власти. В ином случае можно говорить о больших рисках, так как будет нарушен принцип единства исполнительной власти. Не думаю, что Грузии при новой редакции конституции нужна еще и сильная президентская власть».

Предыдущая конституция Грузии была принята в 1995 году при экс-президенте Эдуарде Шеварднадзе. По ней президент являлся и главой исполнительной власти. Пост премьера был введен уже после того, как в ноябре 2003 года в Грузии случилась «революция роз». В интервью газете «Асавал-дасавали» г-н Шеварднадзе заявил, что, по его мнению, президент Михаил Саакашвили переиначивает конституцию, «чтобы еще остаться во власти».

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси