Время новостей
     N°160, 06 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2010
«Самое ужасное, что могло бы случиться»
Президент «Транснефти» назвал главные беды компании
Продажа государством 25-процентной доли в «Транснефти», на чем так настаивают миноритарии, оказало бы на компанию самое негативное воздействие, заявил в конце минувшей недели ее глава Николай Токарев. Впрочем, у «Транснефти» есть и другие причины для беспокойства. Так, зашли в тупик переговоры о строительстве нефтепровода Самсун--Джейхан, а налоговые инициативы Минфина сулят компании, которая к тому же не намерена повышать тариф на прокачку, колоссальные потери.

В апреле держатели привилегированных акций «Транснефти» -- Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment -- обратились в Минэнерго с предложением провести первичное размещение бумаг российской компании. «Это было бы самое ужасное для «Транснефти», что могло бы случиться. Я уверен, что государство не допустит распродажи», -- сказал в пятницу на пресс-конференции г-н Токарев. Он пояснил, что по условиям размещения евробондов компании владельцы облигаций имеют право потребовать досрочного их погашения, если государство сократит свою долю в капитале «Транснефти» менее чем до 75% (сейчас «Росимущество» контролирует 78,1% акций). В таком случае монополия была бы должна единовременно вернуть около 4 млрд долл. «При том кредитном и долговом грузе, который есть сегодня, пришлось бы перекредитовываться на каких-то других уже более жестких условиях», -- сообщил г-н Токарев, добавив, что без государственных гарантий может серьезно пострадать и рейтинг компании. Кроме того, по его словам, приватизация приведет к разбалансировке законодательства в части обеспечения равных возможностей нефтяных компаний по доступу к нефтетранспортной системе. «Нельзя исключать, что крупный пакет может приобрести некая нефтяная компания. У нее будет преимущество, она станет диктовать тарифы, потому что будет в совете директоров, она будет диктовать график по направлениям», -- пояснил г-н Токарев.

Он также отметил, что «Транснефть» даже при реализации проекта «Заполярное--Пурпе» намерена сохранить принцип равноправия нефтяных компаний. По словам г-на Токарева, ТНК-BP, ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» согласились взять на себя финансирование прокладки трубопровода (ранее нефтяники предлагали транспортировщику сделать это за свой счет), но впоследствии за счет льгот по тарифам «Транснефть» компенсирует их затраты (около 60 млрд руб.) и постепенно получит полный контроль над трубой, сохранив монопольное положение.

Впрочем, «Транснефть», по словам г-на Токарева, в следующем году не намерена увеличивать тарифы на прокачку нефти по своей магистральной системе. «Наших доходов будет достаточно, чтобы обеспечивать обязательства по займам-кредитам, по выплатам, но уже исходя из того объема тарифной выручки, которую обеспечит нынешний рост тарифов», -- сказал г-н Токарев. В текущем году тариф на прокачку поднимется трижды: на 15,9% с 1 января, на 3,3% с 1 августа и на 9,9% с 1 декабря. Но если учесть новые предложения Минфина, касающиеся отмены с 2012 года льгот по налогу на инфраструктурное имущество монополий, то можно предположить, что и увеличение тарифа, и даже IPO лишними не будут. Публичное размещение могло бы оказаться актуальным, если принять во внимание те дополнительные расходы, которые может понести «Транснефть», если инициатива властей претворится в жизнь. По оценкам самой компании, только в 2013 году потери составят 27 млрд руб., в 2014-м -- 33 млрд, а в 2015-м -- 35 млрд. Кроме того, реализация некоторых проектов может быть отложена.

Впрочем, отдельные проекты компании могут быть перенесены и по иным причинам. Так, по словам главы «Транснефти», с трудностями столкнулось и строительство нефтепровода Самсун--Джейхан. «Приходит предложение (от Турции. -- Ред.) заключить межправсоглашение, в котором очень жестко нас пытаются загнать в неприемлемые экономические рамки. Конечно, мы не согласимся с этим и опять выходим с нуля фактически на новый раунд переговоров», -- сообщил г-н Токарев. Он также посетовал на то, что предложения турецкой стороны не учитывают всех ранее достигнутых договоренностей: «Все под откос пускается, и опять предлагают начать все с начала. Нас, честно говоря, это напрягает, мы не сторонники такой манеры переговоров. Мы или должны решать, исходя из реалий, или прекратить эту профанацию», -- подытожил глава «Транснефти». Трубопровод мощностью 60--70 млн тонн нефти в год призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, соединив черноморский порт Самсун и средиземноморский порт Джейхан.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ