Время новостей
     N°157, 01 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2010
Класс Божий
В России начинается второй этап эксперимента по преподаванию религиозных культур
В Министерстве образования полагают, что российские школы, участвующие в эксперименте по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики», готовы ко второму этапу апробации нового предмета, который стартует сегодня. «Сейчас можно однозначно сказать, что курс «Основ» воспринимается и детьми, и родителями, и учителями позитивно», -- констатировала, выступая на днях перед журналистами, директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. Напомним, что с 1 апреля курс ОРКСЭ преподается в рамках федерального образовательного компонента в 19 российских регионах. По словам г-жи Низиенко, пока министерство не приняло решения о расширении географии эксперимента.

Приказ Минобрнауки, принятый в конце прошлого года, подразумевает, что в течение двух учебных четвертей -- 4-й четверти четвертого класса и 1-й четверти 5-го, школьники успеют изучить либо одну из четырех «религиозных культур» (православную, исламскую, иудейскую или буддийскую -- по выбору), либо основы мировых религий или светской этики. Собственно, второй этап апробации «Основ» и заключается в продолжении преподавания, контроль за которым возложен на замминистра образования и науки Исаака Калину. Первые итоги «имплантации» нового предмета в школьную программу должны быть подведены на общественном совете при Минобрнауки РФ в конце сентября. Если по итогам 2010--2011 учебного года эксперимент будет признан состоявшимся, в следующем, 2012--2013 году «Основы религиозных культур и светской этики» будут в обязательном порядке изучать во всех российских регионах.

В качестве «подопытных» в эксперименте участвуют около 300 тыс. школьников, которые сегодня перейдут в 5-й класс. Если судить по процентному распределению учебников, поступивших в школы, 125 тыс. ребят избрали основы светской этики, 60 тыс. -- основы православной культуры, 60 тыс. -- основы мировых религий, 40 тыс. -- основы исламской культуры, 40 тыс. -- основы буддийской и 12 тыс. -- иудейской религиозной культур. Наибольшее число школьников, решивших изучать ОПК, наблюдается в Костромской (75%) и Тверской (62,3%) областях. На третьем месте, как ни странно, Еврейская автономная область -- в этом регионе основы православия будут изучать 61,3% пятиклассников. Самым «неправославным» регионом оказалась Пензенская область -- при начале эксперимента туда не было отправлено ни одного учебника по ОПК. Даже в Чечне доля школьников, выбравших изучение основ православной культуры, выше -- 0,36% от общего числа учеников.

Преподавание «Основ» возложено на учителей, которых в минувшем учебном году «натаскали» так называемые тьюторы -- около 1 тыс. педагогов-тренеров, прошедших 72-часовой курс подготовки в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Подготовка учителей-тренеров -- пожалуй, единственное, что вызывает нарекания у иерархов РПЦ, которые на этой неделе подводили первые итоги преподавания основ православной культуры. В частности, глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий констатировал, что Минобрнауки фактически устранила представителей церкви из процесса подготовки преподавателей ОПК. По словам владыки Меркурия, общение педагогов с представителями церкви ограничилось лишь разовыми выступлениями протодиакона Андрея Кураева -- составителя учебника «Основ».

Вместе с тем сам автор -- составитель учебника ОПК, протодиакон Андрей Кураев, посетив все 19 «экспериментальных» регионов, отметил, что никаких негативных отзывов о новом школьном предмете не поступало ни от родителей, ни от педагогов, ни от самих школьников.

На прошлой неделе свой одобрительный отзыв дала и иудейская община. Хотя, как отмечают в Федерации еврейских общин России (ФЕОР), первоначально иудейские религиозные деятели сильнее, нежели православные иерархи, критиковали эксперимент. «Иудеи, так же как и мусульмане, не поддерживали идею разделения школьников по религиозному признаку. Они высказывались за один общий курс. В итоге сошлись на компромиссном варианте: конфессиональные модули плюс два нейтральных -- основы мировых религий и основы светской этики», -- напомнил пресс-секретарь главного раввина России (по версии ФЕОР) Берла Лазара, автор учебного пособия по основам иудаизма Андрей Глоцер. При том, что вариант, предложенный Минобрнауки, устроил все традиционные конфессии, их представители, по словам г-на Глоцера, «столкнулись с тем, что школы разными путями стремятся минимизировать число преподаваемых у себя модулей», в том числе за счет «Основ иудейской культуры». «Это не имеет никакого отношения к антисемитизму. Просто учителей объективно не хватает», -- пояснил точку зрения ФЕОР г-н Глоцер.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Религии в России