Время новостей
     N°148, 19 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2010
Пхеньян ругает Сеул
И добивается межкорейского саммита
Встреча лидеров Юга и Севера Кореи, подобная переговорам северокорейского вождя Ким Чен Ира с президентами Южной Кореи Ким Дэ Чжуном и Но Му Хеном в 2000 и 2007 годах, в ближайшем будущем не состоится. Об этом сказал вчера южнокорейский министр по делам объединения Кореи Хен Ин Тэк, отметив, что переговоры насчет межкорейского саммита сейчас не ведутся, так как «время для него неподходящее».

Влиятельная южнокорейская консервативная газета «Тон'А ильбо» со ссылкой на источники в правительстве сообщила, что в прошлом году Юг в ходе секретных контактов с Севером якобы предложил возобновить экономическую помощь, если тот согласится на новый саммит. Но когда Пхеньян недавно проявил к этой инициативе интерес, то услышал в ответ, что «обстоятельства изменились». Напомним, что нынешний президент Южной Кореи Ли Мен Бак после вступления в должность в феврале 2008 года жестко обусловил предоставление помощи КНДР ее отказом от ядерного оружия.

Отношения Юга и Севера серьезно обострились после гибели 26 марта в Желтом море южнокорейского корвета «Чхонан» и 46 членов его экипажа. По сведениям источников «Времени новостей» в российских экспертных кругах, трагедию вызвал сбой в системе наведения северокорейской торпеды при учебных стрельбах. Сеул и его союзники склоняются к тому, что атака была намеренной, а Пхеньян причастность к потоплению корабля вообще отрицает. Южная Корея и США «в целях подготовки к отражению возможной северокорейской агрессии» в июле и начале августа провели широкомасштабные военно-морские учения к востоку и западу от побережья Южной Кореи. В эти дни в сухопутных маневрах на территории Юга участвуют около 85 тыс. военнослужащих двух государств, похожая демонстрация силы запланирована и на ближайшие месяцы.

Пхеньян расценил эти акции как подготовку к американо-южнокорейскому вторжению. «Армия и народ КНДР нанесут по цитаделям врага поражающие воображение жестокие контрудары в любой момент и из любой точки», -- заявил вчера в связи с последними маневрами на Юге комитет за мир в Азии и Тихоокеанском регионе (это северокорейский аналог южнокорейского министерства по делам объединения).

Пытаясь разрядить ситуацию, Ли Мен Бак в минувшее воскресенье выдвинул трехэтапный план создания единой Кореи путем ядерного разоружения КНДР, последующей экономической интеграции Севера с Югом и окончательного объединения на этой основе корейской нации. Первое требование Пхеньян назвал вчера «нелепой риторикой, призванной разоружить КНДР перед лицом вторжения с участием США». Предложение президента Ли о введении в обоих корейских государствах налога с целью финансирования объединения страны Север нашел «крайне оскорбительным», так как такая мера «может разладить экономику КНДР». А «национальное единство в сложившихся условиях межкорейской напряженности» в Пхеньяне оценили как «сущий вздор» и «полную чушь».

«Юг и Север Кореи обмениваются инициативами, заведомо для них неприемлемыми, но одобряемыми той или иной частью международного сообщества», -- сказал «ВН» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. По его словам, недавнее предложение Ли Мен Бака об объединении страны -- это «старое и лишь слегка перелицованное предложение Юга о ядерном разоружении Севера». При этом у США и Южной Кореи появляется все больше расхождений в оценках тех или иных северокорейских реалий, в частности недавнего выхода пхеньянского официоза в глобальную микроблоговую систему Твиттер. Южане посчитали это вражеской пропагандой, американцы -- возможностью, открывающейся в будущем для северокорейской оппозиции. «Меры устрашения КНДР, в особенности американо-южнокорейские военные маневры в Желтом море, сильно разозлили Китай, ставший ныне крупнейшим торговым партнером Южной Кореи», -- заметил эксперт.

Истребитель МиГ-21 военно-воздушных сил Северной Кореи разбился в ночь на 18 августа в уезде Фушунь провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Об этом сообщили вчера китайские и южнокорейские СМИ. Южнокорейское информагентство Ренхап уточнило, сославшись на разведданные, что погибший в авиакатастрофе пилот, видимо, пытался бежать в Россию. Гонконгская газета «Минбао» добавила, что летчиков было двое, но ничего не сказала о судьбе второго. Из Северной Кореи в Китай ежегодно бегут сотни, если не тысячи, людей, но использование для бегства военного самолета -- явление необычное. Эксперты отмечают, что северокорейский МиГ действительно мог лететь в Россию, поскольку между КНДР и КНР действует соглашение о взаимном возвращении нелегальных иммигрантов. Алексей СЛОБОДИН

Александр САМОХОТКИН