Время новостей
     N°146, 14 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2002
Аварийный ликбез
Водителям и инспекторам объяснили, как вести себя после ДТП
Спустя полтора месяца после введения нового административного кодекса сотрудники ГИБДД все еще продолжают работать группами по пять-шесть человек: кажется, что каждый из них знает какую-то одну часть кодекса, которой не знает другой. С автолюбителями дело обстоит не лучше. Самое неприятное начинается после ДТП, когда ни водители, ни гаишники толком не могут понять, как им жить дальше и что потребуется для обращения в страховую компанию.

Объяснить всем, как вести себя в подобной ситуации, взялся во вторник один из разработчиков нового КоАП депутат Виктор Похмелкин. Главное, в чем уверен г-н Похмелкин, -- введение нового административного кодекса не должно повлечь за собой рост страховых тарифов. Наживаться за счет правовой безграмотности граждан будут только недобросовестные страховщики.

С безграмотностью решили бороться радикально: начальник отдела административной практики и дознания ГУ ГИБДД Владимир Кузин чуть ли не на пальцах объяснял, что должны делать участники ДТП. По новому кодексу, как и в добрые старые времена, водитель прежде всего должен вызвать инспектора, оставив свою машину на месте аварии. Страховщики, правда, считают, что сначала надо звонить им, а потом уже в ГАИ. Прибывший инспектор должен составить схему ДТП, опросить участников и свидетелей и записать все в протокол.

Особенность нового кодекса в том, что в случае аварии производство возбуждается не сразу по факту дорожного происшествия, а только если были нарушены правила. Страховщику же в любом случае нужна справка от инспектора. Поэтому новшество доставляет немало трудностей тем, кто пытается, к примеру, получить страховку за разбитую машину.

Если некий автолюбитель врежется в дуб на проселочной дороге во Владимирской области и захочет после этого получить причитающуюся ему сумму со страховой компании, ему надо иметь справку об аварии и копию протокола. Протокол составляется по факту нарушения правил дорожного движения. В результате автомобилист попадает в абсурдную ситуацию: ему приходится доказывать инспектору, что он нарушил правила -- лишь бы факт аварии был отражен в протоколе.

Если вопрос с протоколом улажен, инспектор обязан выдать участникам ДТП копию протокола и справку об аварии. Этих документов для страховщика должно быть достаточно, заверил начальник юридического управления страховой группы «Энергогарант» Виктор Абрамов. Если же по решению ГАИ дело направляется в суд, страховщик постарается выплатить компенсацию, не дожидаясь судебного решения: ведь дело может тянуться месяцами. Страховщику же важно, чтобы по документам было ясно, кто виноват и как все произошло.

В целом же страховщики новый кодекс хвалят и говорят, что он позволяет разумно и грамотно выстраивать отношения между потерпевшими, страховщиками и ГАИ. Они обещают, что в ближайшее время автостраховки не подорожают.

Кирилл МИХАЙЛОВ