Время новостей
     N°140, 09 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2010
«Казахгейт» на финише
Обвинения в коррумпировании властей Астаны не опровергнуты
На днях была поставлена предпоследняя точка в скандальном судебном расследовании, которое федеральный суд южного округа Нью-Йорка ведет уже более семи лет в отношении американского бизнесмена Джеймса Гиффена. Это дело известно под именем «Казахгейт». 69-летний банкир, владелец компании «Меркейтор», бывший в 1990-е годы советником казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, обвинялся в коррумпировании высших государственных чиновников в Казахстане. Основанием для расследования стал принятый в США в 1977 году закон о препятствовании коррупции (американских граждан) за рубежом. В материалах дела упоминаются президент Нурсултан Назарбаев и бывший премьер-министр Нурлан Балгимбаев.

Согласно предъявленному шесть лет назад обвинению, Гиффен дал взятку Назарбаеву в размере 84 млн долл. за лояльное отношение к своей фирме, оказывавшей консультационные услуги американским нефтяным компаниям («Мобил», «Тексако», «Филипс Петролеум» и другие), которые стремились получить доступ к освоению нефтяных месторождений Казахстана. Прокуратура США в 2004 году официально назвала Назарбаева получателем взяток, но против него не было выдвинуто обвинений на основании «доктрины государственного иммунитета», согласно которой действующий глава государства не подлежит уголовной ответственности за границей до тех пор, пока остается у власти.

Американский бизнесмен был арестован агентами ФБР еще в марте 2003 года, когда он собирался вылететь в Казахстан с действующим дипломатическим паспортом этой страны. С тех пор бывший советник Назарбаева находился под домашним арестом с электронным браслетом на ноге, который фиксировал его передвижения.

Судебный процесс шел с большими перерывами, судья постоянно переносил слушания по просьбе сторон, главным образом защиты, построившей свою тактику на том, что Гиффен, будучи советником президента Казахстана, действовал в интересах правительства США. В подтверждение своих аргументов адвокаты требовали от ЦРУ, госдепа, совета национальной безопасности и агентства национальной безопасности США соответствующие документы. Очевидно, это входило в противоречие с интересами этих ведомств, и предоставление таких документов суду тормозилось под разными предлогами, в том числе стремлением сохранить интересы национальной безопасности США.

В конце концов федеральный судья Уильям Поули-младший на заседании суда в июле этого года постановил, что он дает последнюю отсрочку до 6 августа. И когда этот день наступил, Джеймс Гиффен заявил в суде, что признает себя виновным в том, что утаил от налоговых органов США средства на своих счетах в швейцарских банках. На них поступали деньги от нефтяных компаний. Затем с этих счетов деньги переводились на офшорные счета, открытые на имя руководителей Казахстана и членов их семей. Одновременно компания «Меркейтор» признала себя виновной в даче взятки президенту Назарбаеву в виде двух снегоходов стоимостью 16 тыс. долл. каждый, подаренных ему самому и его супруге Саре Назарбаевой. Эти признания стали составной частью двух отдельных соглашений, заключенных между министерством юстиции США с одной стороны и Гиффеном и его компанией «Меркейтор» -- с другой.

Не исключено, что причиной заключения этих соглашений стала угроза раскрытия на судебном заседании документов американских спецслужб. Комментируя эти сделки, агентство Блумберг цитирует лос-анджелесского адвоката Майкла Перлиса, назвавшего эту сделку «спасением репутации правительства США». Как утверждает агентство, бизнесмен может со временем спасти и свою репутацию. Для этого г-н Гиффен должен настоять, что он коррумпировал казахстанские власти в интересах американской экономики и с ведома правительства США, которое стремилось взять под контроль нефтяные ресурсы Казахстана.

Важной частью этих соглашений являются пункты, из которых следует, что если Гиффен и «Меркейтор» признали некоторые пункты обвинения, то это не значит, что остальные пункты они оспаривают. Другими словами, они не отрицают обвинений в коррумпировании казахстанских чиновников. Принципиальным пунктом является заявление бизнесмена о том, что он «признает себя виновным, поскольку он в действительности виновен». Из этого следует, что обвиняемый отказывается от права отозвать в будущем свое признание или подавать апелляцию, каким бы ни был приговор суда.

Приговор будет вынесен 19 ноября, и предполагается, что он будет "ниже нижнего предела" благодаря, как считают наблюдатели, эффективной работе адвоката Уильяма Шварца. Возможно, Гиффен будет приговорен к одному году заключения, и, по словам его адвоката, ему «больше не грозят бесчисленные годы тюрьмы».

На этом закончится американская часть триллера под названием «Казахгейт» и начнется казахстанская, поскольку в приговоре суда в любом случае будет повторена вся формула исходного обвинения. И в результате этого Нурсултан Назарбаев может фигурировать в качестве главы государства, в отношении которого суд засвидетельствует, что он брал взятки от американских компаний. Похоже, что в Астане к такому развитию событий подготовились, причем своеобразно. Там пару месяцев назад был принят закон «О лидере нации», который ограждает Назарбаева от любого уголовного преследования независимо от того, останется ли он на посту президента или нет. По стечению обстоятельств приговор американского суда прозвучит незадолго до саммита ОБСЕ, который должен состояться в Астане в начале декабря. Это мероприятие мыслится как апофеоз нынешнего года председательства Казахстана в ОБСЕ и своеобразный подарок к 70-летию лидера нации.

Аркадий ДУБНОВ