Время новостей
     N°135, 02 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2010
Смотреть и смеяться
В Одессе прошел первый международный кинофестиваль
Одесситы уверены: кинематограф зародился в Одессе. Там любят рассказывать, как 9 января 1894-го, за год до знаменитого люмьеровского показа на бульваре Капуцинок, некий механик-самоучка Иосиф Тимченко продемонстрировал будущему императору Николаю II свое изобретение -- движущуюся картинку, ожившую реальность. «Если бы он догадался снять птичку или собачку, -- шутят в Одессе, -- история мирового кино выглядела бы иначе». Но Тимченко якобы показал эпизод, где будущий царь споткнулся, и какой-то простолюдин поддержал его за локоть... Так первый фильм в истории человечества сразу лег на полку. А горе-изобретатель с расстройства даже не догадался запатентовать изобретение.

Шутка это или правда -- неважно (достоверно известно лишь то, что Тимченко на съезде российских естествоиспытателей в Москве демонстрировал кадры, запечатлевшие кавалеристов с ипподрома и метателей копья). Но ведь местный юмор возведен в ранг достопримечательности. И неудивительно, что, решив провести в Одессе Первый международный кинофестиваль, в конкурс отобрали картины сплошь комедийные, если не в чистом виде, то с долей иронии. 16 лент из 14 стран мира. Алик Шпилюк, кинокритик и главный отборщик фестиваля, объяснил, что программа составлялась так, чтобы фильмы были интересны как достопочтенному жюри (в этом году во главе с культовым режиссером Йосом Стеллингом), так и простому зрителю с улицы. Концепция себя оправдала. На сеансах были аншлаги, а жюри объявило, что у них было аж десять претендентов на главный приз. Один из членов жюри, продюсер Сергей Члиянц, отметил, что наконец-то границы между зрительским и фестивальным кино начинают исчезать. Вот, к примеру, и на последнем Московском международном кинофестивале венесуэльская картина «Брат» получила тройное признание: зрителей, кинокритики и основного жюри.

Мнения любителей и профессионалов сошлись и в Одессе: фильм режиссера Андрея Кавуна «Детям до 16...» получил и Гран-при «Золотой Дюк», и приз зрительских симпатий.

Когда надо было выходить за наградой, оказалось, что Кавун настолько ничего не ждал, что приехал на фестиваль без парадного костюма. Тогда организаторы нашли для него брюки, но на несколько размеров больше. Кавун не растерялся -- снял ботинки, закатал штанины, и, поднявшись на сцену, с гордостью принял награду из рук Йоса Стеллинга. Зал оригинальность режиссера одобрил. А что? Неплохая традиция для Одессы -- получать главный приз босым.

Но в коридорах Оперного театра, где проходила церемония закрытия, не шутили, а язвили: случайность ли, что из десяти явных претендентов на главный приз (специальные награды жюри также присудило американской картине Дэвида Ли Миллера «Мое самоубийство» и фильму «Октябрь» братьев Диего и Даниэля Вега из Перу) победителем стала российская картина украинского режиссера? Андрей Кавун родился и вырос во Львове. В 90-х он уехал в Москву учиться во ВГИК, в мастерскую Владимира Хотиненко, потом снял сериал «Курсанты», полнометражный фильм «Охота на пиранью», а затем успешный в прокате «Кандагар». Но изначально-то Кавун -- местный, украинский, а потому соотечественники остались довольны.

За одесский космополитизм президента фестиваля Викторию Тигипко поблагодарил Владимир Машков, который приехал в Одессу представлять фильм Алексея Учителя «Край». Актер оценил, что программки и каталоги были изданы не на двух (как требует регламент международного фестиваля: английский и язык страны-организатора), а на трех языках: английском, украинском и русском (кстати, титры на показах были исключительно английскими и русскими).

После того как Машков снялся в фильме «Ликвидация», он в Одессе почетный гражданин. Машков даже уговорил Алексея Учителя сделать мировую премьеру их нового фильма на Украине. В итоге картина выйдет здесь 14 сентября, на девять дней раньше, чем в России.

Дополнительная программа «Новое российское кино» (отборщик Мария Безрук) продемонстрировала фильмы, которые пока не выходили в украинский прокат: «Непрощенные» Клима Шипенко, «Какраки» Ильи Демичева, «Не думай про белых обезьян» Юрия Мамина и другие. Некоторыми из них украинские дистрибьюторы заинтересовались: вполне возможно, что в ближайшее время в украинский прокат выйдет «2-АССА 2» Сергея Соловьева.

На фестивале можно было посмотреть и ретроспективы -- Федерико Феллини и Киры Муратовой. Одесситка Муратова дала мастер-класс для участников летней киношколы, проходившей в рамках фестиваля. Отвечая на вопросы, Муратова пожаловалась, что ее последнюю картину «Мелодия для шарманки» на Украине игнорируют, в кинотеатрах не показывают, журналисты о ней не пишут, а на этом фестивале от нее и вовсе отказались, сказали, что это слишком грустная история, которая не вписывается в концепцию киносмотра. «В таком случае, -- заявила Муратова, -- возьмите в качестве логотипа лицо девочки из фильма Гриффита, у которой не было сил улыбаться, и она натягивала улыбку пальцами. Ну сколько можно смеяться?». Но одесситы так не думают, они с нетерпением ждут второго Одесского международного кинофестиваля, который пройдет в июле 2011 года.

Екатерина НЕСТЕРЕНКО
//  читайте тему  //  Кино