Время новостей
     N°134, 30 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2010
Берегись велосипеда
Литовский премьер напомнил Белоруссии об общей истории
Облачившийся в маечку и шорты Андрюс Кубилюс вместе с тремя десятками охранников и соратников, среди которых два министра и несколько парламентариев, проводит эту неделю в соседней Белоруссии. Они отправились в поездку на велосипедах в минувшее воскресенье. В маршруте пробега протяженностью около 700 км -- Лида, Новогрудок, Несвиж, Мир, Крево, Ошмяны и другие населенные пункты соседней республики. Как следует из правительственного сообщения, находящийся в отпуске премьер проедет по дорогам «общей и богатой истории Великого княжества Литовского», существовавшего в XIII--XVI веках на территории современной Белоруссии.

Во вторник вечером отпускник встретился в Несвиже с белорусским премьером Сергеем Сидорским. Глава литовского правительства заметил, что при посещении исторических мест в Белоруссии становится очевидно, что нынешние политические и административные границы существуют недолго: «Ощущаешь глубокий пульс течения истории, который говорит, что веками все пространство было объединено культурными и политическими интересами, здесь создавалась европейская культура». Гость добавил, что история -- это «оружие более мощное, чем появившиеся границы»: «Стоит проехать на велосипедах по дорогам страны, чтобы помочь ей справиться с проблемами, которые у нее есть, в том числе и связанными с правами человека, демократией, ее сближением с Европой». Соприкосновение с наследием Великого княжества Литовского на белорусской земле внушило Кубилюсу надежду, что в XXI веке «этот край будет заметен в объединенной многокультурной Европе».

Речь зашла и о конкретном проекте, нацеленном на ослабление экономической зависимости Минска от Москвы. Кубилюс и Сидорский обсудили план строительства в литовском порте Клайпеда терминала для сжиженного газа, который потом поставлялся бы в Белоруссию. Во время визита Кубилюса в Минск в конце июня президент Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия намерена принять участие в этом проекте.

После неформальной беседы с Сергеем Сидорским литовский премьер сообщил о возможности параллельной реализации сразу двух проектов: один терминал будет построен для удовлетворения потребностей Литвы, а другой -- для поставки газа в Белоруссию. Дело в том, что Литве нужен терминал, способный принимать до 3 млрд кубометров газа в год, а Белоруссия хотела бы получать через литовский порт почти втрое больше -- 8--10 млрд кубометров в год. По словам Кубилюса, впоследствии эти терминалы могут быть объединены, но пока планы двух стран не должны мешать друг другу. Предварительные выводы экспертов по этим проектам ожидаются к ноябрю.

Литовский премьер обещал белорусам ввести к следующему туристическому сезону безвизовый режим для жителей районов, расположенных в 50 км от границы. Практически это означает, что жители Гродно или Лиды смогут посещать Вильнюс и Друскининкай. Такой режим особенно выгоден для Литвы, где при населении 3,4 млн это коснется 800 тыс. жителей, то есть каждого четвертого. В 10-миллионной Белоруссии без виз в Литву сможет ездить примерно 600 тыс. человек.

Велопробег литовского премьера указывает на все более тесное сближение Вильнюса и Минска, в основе которого лежит общее стремление ослабить энергетическую зависимость от России. Вместе с тем литовская элита еще в прошлом десятилетии взяла на себя миссионерскую роль "приручения" Белоруссии к Европе и демократическим ценностям. Вильнюс отказался от бойкота Минска, приступив к поиску вариантов облегчения визового режима и к разработке совместных региональных проектов, финансируемых Евросоюзом.

Владимир СКРИПОВ, Вильнюс