Время новостей
     N°144, 12 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2002
Питер может остаться без дамбы
Начато банкротство главного строителя защитного пояса Санкт-Петербурга
Пока петербургский губернатор Владимир Яковлев выбивает из правительства России и ЕБРР кредиты на строительство комплекса защиты от наводнений в Финском заливе, в Петербурге начинается процедура банкротства генподрядчика дамбы -- федерального ГУПа «Ленгидроэнергоспецстрой» (ЛенГЭСС). Этот процесс приведет к ликвидации предприятия и смене генподрядчика, что может сделать еще более сложным и без того непростое финансирование проекта, для участия в котором Смольный пытается привлечь международные финансовые институты, -- для завершения строительства нужно 400 млн долларов. И это при том, что северная столица подвергается огромной опасности при подъеме воды в Финском заливе на три метра выше ординара, что может произойти когда угодно.

Градоначальник Владимир Яковлев к 300-летию Петербурга (в 2003 году) и к губернаторским выборам (годом позже) неоднократно обещал решить три острые проблемы. Это предотвращение последствий разрушительного наводнения, вывод из центра города грузового транспорта, следующего из Финляндии в Россию, и восстановление ветки метро, без которого с 1995 года вынуждена обходиться пятая часть жителей города.

Пока решение всех проблем продвигается очень туго. Строительство новых туннелей взамен затопленных не заладилось из-за того, что проходческий щит не смог преодолеть подземную реку. По разным причинам -- финансовым, техническим и организационным -- застопорилось сооружение кольцевой автодороги, которая должна избавить центр города от грузовиков. И вот теперь третий удар ниже пояса. Находящийся в системе Минобороны ГУП «Управление специального строительства-3» (УСС-3) за долг ЛенГЭСС в 2,8 млн рублей подал иск о банкротстве генподрядчика дамбы.

Сейчас это сооружение не достроено примерно наполовину. А потому может «удержать» лишь небольшой подъем воды, но в случае «вспухания» залива на 2--2,5 метра дамба уже сама нуждается в защите. Это показало наводнение трехлетней давности, когда серьезно пострадали участки недостроя. А если вода поднимется на 3--5 метров, как уже бывало в истории города, «нагонная волна» пройдет через дамбу, как сквозь гребенку. Невский проспект накроет двухметровым слоем воды, который затопит городские коммуникации, а сама дамба засыплет морской канал, соединяющий питерский порт с глубоководной частью Балтийского моря.

Но все это не волнует многочисленных кредиторов ЛенГЭСС, которым генподрядчик, по информации его директора Александра Клюга, задолжал около 200 млн рублей. «Долги возникли по глупости, из-за ошибок прошлых лет. Можно сказать, что с 1994 года мы «проедали» предприятие», -- считает руководитель, проработавший в этой должности лишь два месяца.

«ЛенГЭСС покрыть нажитые убытки не в состоянии, -- заявил г-н Клюг, -- поэтому мы рассчитываем, что в начале сентября будет введена процедура наблюдения, а затем конкурсное производство. Мы на нем настаиваем. Затем произойдет ликвидация предприятия и будет найден другой генподрядчик строительства дамбы -- тот, кто сможет хорошо управлять государственными деньгами». По его словам, активы предприятия составляют лишь 10 млн рублей.

Тем временем, по информации губернатора Петербурга Владимира Яковлева, объем федерального финансирования дамбы в этом году составляет 180 млн рублей, причем свыше 30% из них уже освоено. А вице-премьер Алексей Кудрин недавно подтвердил, что ЕБРР готов выделить 200 млн долларов на завершение строительства спасительного комплекса, причем Минфин готов прогарантировать заем. Правда, ЕБРР даст деньги только в том случае, если Смольный найдет оставшиеся 200 млн долларов самостоятельно. А банкротство генподрядчика вряд ли улучшит имидж как стройки, так и всего города.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург