Время новостей
     N°131, 27 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2010
С чистого листа
ВР готовится сменить руководство и избавиться от российских активов
Вчера вечером члены совета директоров британской ВР собрались в Лондоне, чтобы обсудить стратегию вывода нефтяной компании из того бедственного положения, в котором она оказалась после аварии на платформе в Мексиканском заливе. Помимо непосредственно борьбы с утечкой нефти у берегов США перед корпорацией сейчас стоят две основные задачи: выплата многомиллиардных компенсаций пострадавшим от техногенной катастрофы и восстановление отношений с Белым Домом. Финансовая проблема, как отмечают эксперты, могла бы быть решена, в частности, за счет продажи доли в российско-британской ТНК-ВР. Устранить же давление со стороны администрации США должна будет смена руководителя корпорации. О том, что на место Тони Хейворда придет Роберт Дадли, может быть объявлено уже сегодня.

Уход нынешнего главы ВР, которому прочат место в совете директоров ТНК-ВР, обсуждается с момента аварии, но г-н Хейворд компанию покидать не торопился. Как уже сообщала газета «Время новостей», в последнее время обсуждался вопрос отступных, которые получит топ-менеджер. По сообщениям британских СМИ, речь идет о компенсации в 16,8 млн долл. Кроме того, исполнительный директор получит свою обычную годовую зарплату 1 млн долл. И наконец, по достижении 60 лет Хейворд сможет ежегодно получать 905 тыс. долл. в качестве пенсии, причем на часть этих денег бывший глава компании рассчитывает, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Стоит, правда, отметить, что золотой "парашют" таких размеров почти наверняка вызовет серьезное неодобрение со стороны американской общественности в целом и со стороны Белого Дома в частности.

Тем не менее то, что Тони Хейворд покинет пост главы ВР, похоже, ни у кого уже не вызывает сомнений, даже несмотря на существенную поддержку членов совета директоров (в компании отмечают, что окончательно кадровый вопрос еще не решен). С той же степенью уверенности можно утверждать, что его место займет Роберт Дадли, который сейчас руководит ликвидацией последствий аварии в Мексиканском заливе.

Выбор, который скорее всего будет сделан в пользу именно этого менеджера, по мнению экспертов, обусловлен в первую очередь его национальностью. Директору-американцу, первому небританцу, занявшему этот пост, будет значительно проще найти общий язык с властями Соединенных Штатов.

Впрочем, новому главе компании от прежнего останется целый комплект финансовых проблем. Напомним, что ВР уже истратила на борьбу с утечкой и выплаты пострадавшим около 4 млрд долл. Кроме того, ей предстоит наполнить деньгами созданный по инициативе американских властей компенсационный фонд в 20 млрд долл. Ситуацию усугубляет то, что президент США Барак Обама не раз заявлял о том, что обозначенный объем выплат не является предельным. По пессимистичным оценкам, в общей сложности в результате аварии ВР может потерять до 50 млрд долл. В поисках средств компания уже начала распродажу своих активов. Причем речь шла даже о полном сворачивании бизнеса в США. Судьба российских активов корпорации, однако, опасений не вызывала.

Напротив, чиновники и бизнесмены наперебой заверяли о прочности российско-британского экономического сотрудничества. Так, куратор отечественного ТЭК, вице-премьер Игорь Сечин, в июне заявил о том, что вопрос о продаже доли ВР в ТНК-ВР не обсуждался, а его коллега по кабинету министров, глава Минэнерго Сергей Шматко добавил, что авария в Мексиканском заливе никак не повлияет на бизнес ВР в России. В свою очередь совладелец СП Виктор Вексельберг отметил, что данный актив является очень перспективным, и ВР может принять решение о его продаже только в последнюю очередь. Об этом же говорил и другой акционер ТНК-ВР Михаил Фридман. Посол же России в Великобритании Юрий Федотов напомнил, что примерно четверть нефти ВР добывается в России.

Несмотря на это, вчера в лондонской Times появилась информация о возможной продаже 50-процентной доли ВР в СП. Вероятность того, что сделка может состояться, возрастает еще и потому, что главный претендент на пост главы ВР Роберт Дадли, будучи гендиректором ТНК-ВР, конфликтовал с российскими акционерами. «Выйти из ТНК-ВР -- значит потерять значительную дивидендную доходность и высокую рентабельность, однако, обеспечив столь необходимую быструю ликвидность, которая позволит решить финансовые проблемы ВР. Причем, получив 15 млрд долл. (столько сегодня стоит 50-процентная доля в ТНК-ВР. -- Ред.), британцы одновременно избавятся от необходимости решать корпоративные и политические вопросы в рамках СП», -- полагает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров. По его мнению, несколько сложнее дело обстоит с потенциальными покупателями. Дело в том, что больше всего шансов приобрести половину ТНК-ВР имеют «Роснефть», «Газпром», в лице своей нефтяной дочки, и «Сургутнефтегаз». Отметим, что ни в одной из названных компаний намерение потратиться на долю в СП не подтвердили, как, впрочем, и в самой ТНК-ВР отрицали (соответствующее заявление сделал вчера замглавы ТНК-ВР Максим Барский) возможность продажи. «Такая покупка вывела бы любую из них на уровень глобальной корпорации, сделала бы абсолютным лидером по добыче в стране. Ради этого можно было бы собрать консорциум банков, выпустить облигации, нарастить долг. Но все покупатели заинтересованы в консолидации корпоративного управления. Владельцы оставшихся 50% (консорциум AAR (Альфа Групп Accesss Industries, Ренова), возможно, согласились бы продать свою долю, но где взять еще 15 млрд на покупку?» -- добавил эксперт. С ним соглашается и начальник аналитического управления ИК «Атон» Вячеслав Буньков, по словам которого, несмотря на возможность «без боя» вернуть все нефтяные активы в стране в руки исключительно российских акционеров, среди отечественных компаний может и не найтись покупателя на половину ТНК-ВР. «Цена достаточно высока. А, например, у «Роснефти» достаточно большой долг, наращивать который невыгодно. Если еще начнет увеличиваться налоговая нагрузка на нефтяников, то единственным покупателем останется «Сургутнефтегаз» с его накоплениями в 20 млрд долл. Но он уже не раз отказывался от выгодных приобретений, купив только долю в MOL, конфликт с которой до сих пор не может разрешить», -- отметил эксперт.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ
//  читайте тему  //  Экология