Время новостей
     N°125, 19 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2010
Премьерский минимум
Работники «АвтоВАЗа» ждут повышения зарплаты от Владимира Путина
Вслед за руководством «АвтоВАЗа», которое на протяжении всего кризисного периода давало понять правительству, что без помощи государства завод не выживет, поддержки Владимира Путина потребовали и рядовые работники предприятия. Выход «АвтоВАЗа» из кризиса и получение первых прибылей заставило служащих поднять вопрос о повышении своей зарплаты, а нежелание руководителей автогиганта открыть информацию о финансово-экономическом положении завода вынудило представителей местного профсоюза «Единство» прибегнуть к эпистолярному жанру. В своем письме, отправленном г-ну Путину в конце минувшей недели, вазовцы требуют повышения уровня минимального заработка рядового сотрудника предприятия до 25 тыс. рублей.

Как заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев, написать письмо лично премьер-министру рабочих вынудило несправедливое перераспределение доходов, полученных «АвтоВАЗом», между руководством завода и рядовыми сотрудниками. При этом несовершенство существующих в стране законов, регулирующих сферу трудовых отношений, не позволяет эффективно отстаивать свои права и вынуждает наемных служащих на отчаянные меры. «Эти законы делают профсоюз и работников завода беззащитными и не позволяют влиять на справедливое распределение прибыли предприятия. Нельзя законно организовать забастовку, а профактивистов в администрации просто слушать не хотят, да к тому же в любой момент могут уволить. Поэтому мы вынуждены обращаться лично к Путину», -- отметил г-н Золотарев.

В своем письме работники выражают недовольство тем, что многие вопросы, затрагивающие жизнь завода и существование его рабочих, решаются кулуарно, без привлечения законных представителей коллектива. Это, по словам Петра Золотарева, создает конфликтные ситуации на предприятии и приводит к социальной напряженности. Кроме того, работники не знают, в каком состоянии находится бюджет завода, и не могут в соответствии с финансовыми показателями определить свою позицию в общении с руководством.

Однако главная претензия членов профсоюза «Единство» к администрации предприятия, по словам г-на Золотарева, заключается в том, что сегодня на «АвтоВАЗе» слишком маленькая базовая часть зарплаты. «Средняя зарплата на заводе где-то 16 тыс. руб., но соотношение базовой и премиальной частей постоянно увеличивается в пользу последней», -- отметил профлидер. Сейчас доход сотрудника в среднем на 60% состоит из оклада и 40% относится к премиальным вознаграждениям. Для того чтобы получить все полностью, рассказывает г-н Золотарев, многие сотрудники вынуждены выполнять работу сверх плана, поскольку «руководство увольняет персонал, а обязанности уволенных взваливает на оставшихся без увеличения зарплат». Именно поэтому, по его мнению, сейчас важно определить минимальную планку зарплаты -- цифра в 25 тыс. руб., уверен профлидер, даст людям уверенность в будущем.

Обращение работников «АвтоВАЗа» выглядит вполне понятным, если учесть, что в последнее время дела у завода впервые за долгие месяцы пошли в гору. Так, например, на недавней встрече Владимира Путина с директором «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым было объявлено, что завод, получивший в прошлом году 37 млрд руб. совокупной государственной помощи, вышел по итогам второго квартала 2010 года на прибыль в 1 млрд руб. Правда, г-н Путин тогда напомнил директору завода, что текущие успехи предприятия стали возможны в первую очередь благодаря государственной программе по утилизации старых автомобилей. Чтобы развивать завод, по словам премьера, нужно заниматься модернизацией производства, потому что «вазовская» «классика», до сих пор пользующаяся популярностью у россиян, «достаточно уже устаревшие модели, которые нужно менять». При этом уже сейчас очевидно, что по крайней мере часть забот по модернизации завода возьмет на себя компания Renault. Спустя несколько дней после встречи премьера с г-ном Комаровым французский концерн, владеющий 25% акций Волжского автозавода, все-таки согласился увеличить свое участие в жизни предприятия. 15 июля акционеры Волжского завода, в число которых помимо Renault входят «Ростехнологии» и инвесткомпания «Тройка Диалог», подписали соглашение, согласно которому французская компания увеличит свои инвестиции в «АвтоВАЗ» и поможет российским автопроизводителям в обновлении модельного ряда.

Осуществление этих амбициозных планов, очевидно, будет связано с повышенными требованиями к сотрудникам, и в частности к производительности труда. Однако производственного скачка не получится, если работники станут считать, что их достаток будет использоваться руководством как лишний инструмент давления и принуждения к переработкам, полагает Петр Золотарев.

Требования вазовского профсоюза не первый случай, когда от властей требуют установить справедливые, по мнению работников, правила подсчета заработанной платы и лишить менеджмент предприятия возможности завуалированно шантажировать персонал. Проблема, связанная с начислением зарплаты, актуализировалась после трагедии на шахте «Распадская» в Кемеровской области -- в ходе расследования обстоятельств аварии выяснилось, что горняки были вынуждены перерабатывать свои часы ради того, чтобы получить причитающуюся им «премию» к зарплате. В ситуацию вмешался Владимир Путин. Премьер распорядился поменять правила подсчета зарплат шахтерам и вынудил представителей российских угольных компаний удовлетворить требование профсоюзов и внести изменения в соглашение по угольной промышленности на 2010--2012 годы, зафиксировав, что базовая часть зарплаты горняков должна составлять до 70% от заработка.

По словам директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, власть в случае с работниками «АвтоВАЗа» может выбрать три пути решения проблемы. «Во-первых, она может посоветовать разбираться с руководством предприятия самостоятельно. Во-вторых, она может заставить менеджмент обратить внимание на своих подчиненных и напомнить, что никакого повышения производительности труда не произойдет, если работники не уверены в будущем. Ну, и в-третьих, она может выступить модератором в разговоре руководства с работниками и принудить обе стороны на обоюдные компромиссы», -- пояснил «Времени новостей» г-н Кагарлицкий. Однако эксперт уверен, что в случае удовлетворения требований вазовцев может закрутиться маховик подобных обращений к властям от рабочих коллективов совершенно разных предприятий. «Будет получен сигнал: власть дает деньги, и все ринутся просить. А это вряд ли понравится правительству», -- заявил г-н Кагарлицкий.

Вячеслав КОЗЛОВ
//  читайте тему  //  Автопром