Время новостей
     N°122, 14 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2010
Бензин не хлеб
Литовцы уже не боятся продавать России свой нефтекомплекс
Литовский премьер Андрюс Кубилюс не стал комментировать растиражированную польскими газетами новость о том, что литовский нефтехолдинг «Мажейкю Нафта» вот-вот вернется в российские руки. Через своего помощника премьер известил, что подождет появления официального сообщения. Неофициальное дала польская «Газета Правна», которая, сославшись на анонимный, но достоверный источник, написала на днях о том, что если в сентябре литовцы не выполнят условия польского концерна «ПКН Орлен» (он сейчас владеет «Мажейкю Нафта»), то уже в первом квартале 2010 года комплекс будет частично или полностью продан россиянам. В списке претендентов, с которыми якобы уже идут переговоры, значатся «Роснефть», ТНК-BP, ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».

Причины конфликта в издании изложены подробно. «ПКН Орлен» сетует на то, что власти Литвы никак не хотят поспособствовать снижению его убытков, а они лишь в первом квартале этого года составили 14,3 млн долл. Поляки недовольны тем, что Андрюс Кубилюс наотрез отказывается снизить железнодорожные тарифы и восстановить 19-километровую ветку железной дороги из города Мажейкяй, где находится нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) «Мажейкю Нафта», в сторону границы с Латвией. Кроме того, литовский премьер не желает даже начинать переговоры о возможности продажи хотя бы части акций нефтяного терминала в Клайпеде. Между тем в случае положительного решения этого вопроса «ПКН Орлен» получил бы возможность регулировать тарифы за услуги, так как через Клайпедский нефтетерминал экспортируется продукция Мажейкяйского НПЗ, и даже был бы готов соединить два эти объекта продуктопроводом.

Министр сообщений Литвы Элигиюс Масюлис со своей стороны уточнил, что восстановление упомянутой железнодорожной ветки возможно, но произойдет это не быстро: ведь сначала потребуется предпроектное исследование, потом разработка самого проекта -- так что «в лучшем случае» речь может идти о 2012 годе. Что касается тарифов, то литовскому министру «странно слышать претензии польской стороны, чья подпись стоит под документом, в котором эти тарифы были согласованы».

Литовские эксперты по своему обыкновению реагируют на складывающееся положение дел философски. Например, известный экономист из Банка Литвы Раймондас Куодис заявил, что купля-продажа «Мажейкю Нафта» на энергетическую безопасность Литвы никак не повлияет: «Бензин не стратегический товар, хлеб для рядового человека важнее. А бензин мы можем завезти откуда захотим -- судами, автоцистернами, по железной дороге. Как, спрашивается, живут латыши и эстонцы, у которых НПЗ нет? Разве они почувствуют «стратегическую беззащитность», если бензин вдруг на время исчезнет?»

По просьбе «Времени новостей» оценку ситуации дал и глава бюджетно-финансового комитета литовского парламента Кястутис Главяцкас, чья партия «Движение либералов» входит в состав правящей коалиции. «Я всегда утверждал и утверждаю, что не следует политику смешивать с экономикой, -- сказал законодатель. -- От того, что «Мажейкю Нафта» перейдет к российской компании, никакого вреда я не вижу. Ведь бюджет все равно получит через акцизы свою прибыль. Более того, от этого могут быть плюсы: ведь увеличивается возможность того, что россияне снизят цены на газ. Да и управлять они нефтекомплексом, как показал опыт ЮКОСа в Литве, умеют неплохо».

Напомним, что нефтекомплексом «Мажейкю Нафта» в 2002--2006 годах владела «дочка» ЮКОСа -- компания «Юкос Интернэшнл ЮК-БВ». Входят в этот нефтекомплекс Мажейкяйский НПЗ, морской нефтетерминал в городе Бутинге и система нефте- и продуктопроводов на территории республики.

Владимир СКРИПОВ, Вильнюс