Время новостей
     N°121, 13 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.07.2010
Тараканы в головах
Суд над организаторами «Запретного искусства» показал бюрократизацию российского художественного процесса
Завершившийся обвинительным штрафным приговором суд над организаторами выставки «Запретное искусство» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым можно расценивать как новое доказательство бюрократизации современного художественного процесса.

Немного истории. Экспозиция «Запретное искусство-2006» проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Московском музее и Общественном центре имени А.Д.Сахарова. На выставке были показаны произведения современного искусства, подвергнутые музейной или галерейной цензуре. В частности, работы Ильи Кабакова, группы "Синие носы", Михаила Рошаля-Федорова, Вагрича Бахчаняна, Леонида Сокова и других художников.

Куратор Андрей Ерофеев в то время возглавлял отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Юрий Самодуров заведовал тогда Музеем и общественным центром имени Сахарова. По мнению председателя ультраправой общественной организации "Народный собор" Олега Кассина, экспонаты выставки оскорбляли чувства верующих и разжигали религиозную рознь. Соответствующее заявление он направил от своего имени в Генпрокуратуру в марте 2007 года.

В июне 2007 года Генпрокуратура возбудила по факту организации и проведения выставки уголовное дело по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды). Как известно, организаторы выставки, поддержанные большей частью либеральной артобщественности, обвинения считали безосновательными (и считают, потому готовятся подать кассационную жалобу на решение суда).

Аргументы обвинения особенно сильно впечатлили присутствующих во время чтения судьей обвинительного приговора. В комнатке, размером с квартирную, набилось человек двести. Окна зарешечены -- не откроешь. Атмосфера накалилась градусов под шестьдесят. В полуобморочном состоянии все слушали зачитанные сначала от лица прокурора, затем от каждого свидетеля обвинения (общим числом на пятидесяти страницах). Это были повторенные сотни раз сентенции о покушении на русскую духовность, об оскорблении чувств верующих, о сознательном сговоре, о кощунственном ордене Ленина на канонической фигуре в золотых одеяниях из одной картины, о хулиганском привлечении работ с нецензурной лексикой, о фальшстенах, в дырочки которых кураторы предлагали смотреть, дабы пробудить интерес к кощунству циничным способом. И в каждом пассаже одно и то же. Напоминало то ли заклинание первобытных народов, то ли наглядную иллюстрацию к пассажу Бодрийяра о торжестве симулякров в современной цивилизации. Для нормального человека ни один из аргументов критики не выдерживает. Кто дал право соваться на чужую территорию культуры, у которой иной (как минимум требующий образования) язык и конструкции смыслов, кто позволил смешивать сакральные и профанные зоны, давать оценки тому, в чем не разбираешься. И как могло случиться, что суд выступил в этом невозможном споре цензором?

Все так. А теперь представьте, что мы сами попали на выставку «Запретное искусство-2006». Так ведь плакать захочется. И дырочки поскорее заколотить. И не спасут имена хороших художников, как то: Рогинский, Кабаков, Соков, Рошаль... Вырванные из контекста их работы оказались глуповатой иллюстрацией. Даже не идеи замещения истинных ценностей в мире совка и общества потребления, а самой что ни на есть бюрократической темы: что раздражает российских чиновников от культуры сегодня. (Вспомним, что собраны опусы, подвергнутые по тем или иным причинам внутрицеховой цензуре.) Тогда идея гонимой выставки скукоживается до какого-то совсем уж номенклатурного параграфа: вот вам перечень работ, не нравящихся российским бюрократам. Сама идея вышла сугубо бюрократической и апофеозом бюрократии по понятным российским причинам и завершилась. Более того, в добрых традициях опять-таки российской казуистики устроители (Юрий Самодуров) наступили на одни и те же грабли. Ну ведь защищали всем миром в том же Сахаровском центре и столь же резкую в отношении к канонам христианских образов выставку «Осторожно, религия!», что проходила в 2003 году и вызвала гнев религиозных фанатиков. Какой смысл дразнить их снова, если по-настоящему новыми и интересными смыслами следующая выставка не приросла?

Парадоксально, но в этом повторении пройденного (со всеми вытекающими судами и приговорами) тоже дает о себе знать психология чиновника. Хочу -- гну свою линию, а на истинное сложное и противоречивое, сугубо российское положение вещей внимание обращать не буду. Деликатность -- вещь антикварная.

В этой ситуации, когда много разборок, пиара и номенклатурных страстей, страдает собственно качество искусства. Оно становится средством удовлетворения разных амбиций. Пределом его часто становится потребность возглавлять хит-парад блоговских тусовок, что и подтвердила проведенная вчера виртуозами пиара, группой «Война» акция на ступенях лестницы здания Таганского суда. Аккурат перед началом процесса молодежь высыпала на лестницу несколько тысяч черных тараканов. Черный пиар? Да что вы...Тонкий социальный и художественный жест!

Сергей ХАЧАТУРОВ