Время новостей
     N°141, 07 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2002
Французское рагу
Сегодня премьера комедии «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра»
Вторая серия киносериала о непобедимых галлах Астериксе и Обеликсе напоминает ирландское рагу, в которое положили принесенную Монморанси крысу. Если помните, герои Джерома от собачьего подарка все-таки отказались. Не то Алена Шаба -- режиссер, сценарист и исполнитель роли Юлия Цезаря. Нет такой крысы, которую он не пустил бы в ход. Самое удивительное, что это идет фильму только на пользу.

В «Астериксе и Обеликсе» №2 (предыдущий, не такой удачный, поставил Клод Зиди) есть все: эстетика комикса, старая добрая французская эксцентрика, пародийные цитаты из новых и не очень новых блокбастеров, сфинксы, фараоны, цезари, клеопатры и пираты, забавные мультипликационные вставки и даже учебный фильм про лангустов, которым лукавые авторы заменяют якобы слишком кровавую сцену разгрома римлян. Любителям чистых кинематографических удовольствий и выдержанного стиля, понятное дело, можно не беспокоиться, но зрители с желудком покрепче обязательно найдут над чем посмеяться. Вообще создателям этой комедии я должен сказать спасибо хотя бы за то, что вспомнил ощущение абсолютного счастья, с которым двадцать лет назад шел в двадцатый раз смотреть очередную комедию с Луи де Фюнесом.

Чванливый Цезарь (Шаба) и красавица Клеопатра (Моника Белуччи) заключают пари: если царица за три месяца построит для императора роскошный дворец, он публично признает, что египтяне -- величайший народ на свете. Невыполнимое задание ложится на плечи непутевого архитектора Номернабиса (Жамель Деббуз), а выполнить его предстоит нашим старым знакомцам Астериксу (Кристиан Клавье), Обеликсу (Жерар Депардье) и друиду Панорамиксу (Клод Риш), владеющему искусством приготовления волшебного тонизирующего напитка.

Из всех составляющих этого французского рагу некоторые не произвели на меня никакого впечатления. Пародии на блокбастеры давно уже стали общим местом современных комедий -- никаким «постмодернизмом» тут и не пахнет. Упоминание актера Матье Кассовица, вызвавшее дружный смех на пресс-просмотре, меня также оставило равнодушным. А вот диалоги фильма -- это, на мой взгляд, подлинная удача, своеобразная антология абсурдного юмора от Сэмюэла Беккета до «Монти Пайтона». Цитировать их не имеет смысла -- надо видеть, как их произносят актеры. Ибо главное в них -- не словесная игра, и пародируются в них не фильмы и тексты, а типы мышления, их породившие. Благостный идиотизм, выхолощенное резонерство, тупая злоба, агрессивное самодовольство... И вот это по-настоящему точно и смешно.

И ни в коем случае не уходите из зала, пока не досмотрите титры до конца. Тогда увидите великолепную сцену, в которой не раз всуе помянутый Матье Кассовиц будет не пускать режиссера на финальную вечеринку, ссылаясь на то, что никакого Юлия Цезаря в списках нет.

Алексей МЕДВЕДЕВ