Время новостей
     N°112, 30 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2010
«В Москве спрашивали о разнице часовых поясов с Мурманском»
Мурманская область, не часто фигурирующая в новостях, всегда развивалась исключительно для государственных целей. Мурманск и строился главным образом для решения задачи укрепления обороноспособности страны. В настоящее время в области сосредоточена большая часть сил Военно-морского флота России -- Краснознаменный Северный флот. С одной стороны, сейчас жизнь Мурманской области -- сплошная цепочка модернизаций: на железной дороге, в порту, в промышленности. С другой стороны, время торжества частного бизнеса не лучшим образом отразилось на "военно-морском" регионе: численность его населения уменьшилась в два раза. О долгих полярных зимах, о "сокращенных" военных городках, о саамах, Северном морском пути и Кольской сверхглубокой скважине обозревателю "Времени новостей" Николаю ПОРОСКОВУ рассказал губернатор Мурманской области Дмитрий ДМИТРИЕНКО.

-- Не жалуетесь на отсутствие внимания федерального центра?

-- Сегодня положение стабилизировалось, экономика развивается. За последние восемь лет валовой продукт области увеличился более чем вчетверо. 16,5% рыбы, вылавливаемой в экономической зоне Российской Федерации, приходится на Мурманскую область. Положительные тенденции в рыболовстве сохраняются, поскольку увеличен объем квот на треску, пикшу, сельдь, скумбрию, снят мораторий на вылов мойвы. Но на каждой встрече с руководством страны, органами федеральной власти не перестаю напоминать: мы живем государственными задачами, обеспечением безопасности страны. Минеральная база Кольского полуострова уникальна, здесь добывались все необходимые для оборонной промышленности компоненты. За последний год отношение центра к области, к заполярным территориям в значительной мере изменилось. Прежде в стенах учреждений федерального уровня меня нередко спрашивали, какая разница в часовых поясах Москвы и Мурманска. Сегодня, надеюсь, таких вопросов больше не будет. Область фигурирует во многих федеральных целевых программах. Этот механизм поддержки мы считаем самым эффективным. В частности, для нас вопрос безопасности области -- обеспечение мазутом для теплоснабжения. И здесь мы получаем помощь от Министерства энергетики. Большая помощь планируется, как это ни парадоксально, со стороны Минсельхоза. Хотя наш регион заполярный и потребительский рынок в основном снабжается извне, по ряду продуктов мы можем увеличить свою долю в сельхозпроизводстве. Конечно, в основном речь о животноводстве. У нас более 70% рынка покрывается собственной продукцией. Удои в области близки к рекордным показателям в России, 10--11 тыс. литров.

-- Обсуждали ли вы с руководством Минобороны проблемы диверсификации высвобождаемых военных городков, имущества военного ведомства, занимаемой им земли? Нашли общий язык? Как складываются отношения с местным военным командованием?

-- Я сам бывший флотский офицер, и было бы глупо, если бы эти отношения не складывались. Я несколько раз встречался с министром обороны. Считаю, что задачи, поставленные Минобороны в рамках реформы, правильные, но есть определенные перекосы на местах. Когда я пришел на должность губернатора, меня пугали: из-за смены облика вооруженных сил, больших сокращений по нашим городам будут ходить толпы обездоленных офицеров и служащих военного ведомства, для которых социальные льготы не предусмотрены. Этого не случилось. Более того, Минобороны предлагает нам квартиры для уволенных. Но люди от них отказываются, хотят получить жилье поближе к столицам. Нужно менять законодательство, чтобы как-то эту проблему регулировать. Как и с жилищными сертификатами, которые имеют разную покупательную стоимость в различных регионах. При сокращении воинских частей были ситуации, связанные с потерей правопреемственности, управляемости. Люди в ряде случаев не были уволены, но остались без зарплаты. Но это проблема не только нашей области.

-- А что с поселками, из которых уходят вооруженные силы?

-- В них остается комендантская рота и поселковый совет. Это, конечно, нонсенс. Сокращение трех таких поселков путем укрупнения дает возможность сэкономить только на муниципальной службе около 370 млн рублей.

-- Весной у вас был председатель правительства Владимир Путин. С ним военную тему обсуждали?

-- Одно из совещаний было посвящено судостроительной промышленности. У нас много так называемых номерных заводов, которые прежде были в ведении Минобороны, а сегодня переводятся в Объединенную судостроительную компанию. Все эти заводы -- градообразующие. Два города области -- моноэкономические территории -- вошли в состав первой очереди тех 27 городов, которые рассматриваются правительством России на предмет поддержки при диверсификации их экономики. Это будет помощь в развитии инфраструктуры. Появится возможность заимствований во Внешэкономбанке для организации новых производств.

-- Уделяет ли федеральный центр внимание коренным малочисленным народам Севера?

-- Существует множество региональных и федеральных программ их поддержки. Численность коренных народов растет. Правда, растет оригинально. Поскольку появились льготы по прибрежному рыболовству, оленеводству, население поселков, где присутствуют коренные малочисленные народы, русских детей записывает саамами.

-- Правда, что несколько лет подряд вы получали отказы федерального центра в помощи при обустройстве пограничных переходов?

-- Да, потому что несколько аналогичных переходов в Финляндию есть в Карелии и Ленинградской области. Но теперь дошла очередь и до нас. Мы обустроили дорогу и погранпереход с Норвегией, на очереди переход с Финляндией. Это не коммерческий проект. Но если люди общаются, появляются совместные бизнес-проекты. А это налоги, рабочие места...

-- Одна из бед России -- дороги. Это относится и к Заполярью?

-- У нас 90--95% населения живет в городах, поэтому количество сельских дорог невелико. Население по сравнению с советским периодом уменьшилось вдвое. Потому основная наша задача не строительство новых дорог, а содержание имеющихся. В прошлом году 15 км дороги построили по новой технологии. Если результат будет положительным, стоимость должна уменьшиться примерно на четверть при тех же эксплуатационных характеристиках. Несмотря на кризис, область выделяет средства на содержание дорог в помощь муниципалитетам.

-- В год 65-летия Победы не могу не спросить, все ли ветераны войны получили обещанные квартиры?

-- Все, кто встал в очередь до 1 марта 2005 года, получили, и даже раньше отведенных сроков. До конца года, не сомневаюсь, решим вопрос с остальными ветеранами. Мы дали жилье даже тем, кто не воевал, но работал на строительстве заградительных сооружений. Ветеранам помогали и с ремонтом.

-- В каком состоянии знаменитая Кольская сверхглубокая скважина (самая глубокая буровая скважина в мире, 12 262 метра)?

-- Сегодня она законсервирована, предприятие-балансодержатель в стадии банкротства. Технологии, которые применялись при бурении скважины, дальше не могут быть использованы, поскольку неэффективны. Постоянно стали ломаться буры. Появятся новые технологии -- вернемся к скважине.

-- Каковы перспективы Штокмановского газоконденсатного месторождения, которое должно проторить путь для масштабного освоения углеводородных ресурсов Арктики?

-- Планируется, что на территорию Кольского полуострова придет газ, добываемый на арктическом шельфе, запланировано строительство магистрального трубопровода через территорию области, возведение завода по сжижению природного газа в поселке Териберка, чтобы отправлять газ морем и по второй очереди "Северного потока". Дата принятия инвестиционного решения определена -- март 2011 года. Все проработки по газовой фазе проекта закончены, я докладывал и президенту, и председателю правительства. Нас заверили, что первая фаза будет не позднее 2016 года. "Газпром" уже начал финансирование предварительных работ. Отведены земли и под газовый комплекс, и под трубопровод. Проблемы лишь по выбору технологий работы в море: или брать полуфабрикат, доставлять его по трубе и затем перерабатывать газ на берегу, или ставить мощную платформу в море, все необходимые работы проводить там, чтобы оттуда шел уже готовый продукт. Споры должны разрешиться до конца этого года. В июне уже будет приниматься схема энергоснабжения Штокмановского месторождения. Если все пойдет как задумано, в 2016 году у нас будет газ.

-- У вас в области избыточная энергетика. Что планируете делать с этим?

-- Да, у нас Кольская атомная и 17 гидроэлектростанций. Мы заинтересованы поделиться мощностью с кем-то. Возможна продажа части энергии в Финляндию во взаимодействии с «Интер РАО». Потребность такая существует. У нас еще есть места, где можно ставить низконапорные ГЭС, которые показывают себя как достаточно эффективные. Для нас вопрос энергоэффективности стоит гораздо острее, нежели в других регионах, поскольку отопительный сезон длится десять месяцев. Теплоэнергетика на 80% зависима от мазута -- завозим его 1 млн 700 тыс. тонн. Взаимодействуем с датскими компаниями по модернизации тепловых сетей. Оптимизируем расходы по электросетям. Разработана стратегия энергосбережения, пишется программа с привлечением солидных НИИ. Надеюсь, в сентябре эту программу защитим. Всего на энергосбережение направлено 18 проектов.

-- У региона есть туристический потенциал?

-- Это зимние виды отдыха, рыбная ловля, спорт. В восточной части области есть уникальные экосистемы, практически не затронутые хозяйственной деятельностью. Мы рассчитываем, что Мурманская область станет одним из базовых регионов подготовки олимпийской команды.

-- Область объявлена основным форпостом российского арктического проекта. Вы готовы к такой роли?

-- Запланировано создание центра координации национальных и международных арктических проектов, а также сетевого кластера знаний, технологий и информации об Арктике и Антарктике на базе Кольского научного центра РАН. Сегодня есть новые технологии для разработки шельфовых месторождений Баренцева и Карского моря, развития нефтегазовой отрасли. Они позволяют по-новому взглянуть на имеющиеся полезные ископаемые. Но нужны трудовые ресурсы. В этом году два грузовых судна попытаются пройти по всему Северному морскому пути без ледовой проводки. Ледокольное сопровождение очень «роняет» экономику -- скорость маленькая, в среднем менее 14 узлов, плюс дороговизна так называемого ледокольного сбора.