Время новостей
     N°112, 30 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2010
Предметное мышление
Школьные учителя истории создали профессиональную ассоциацию
Школьные педагоги в попытке донести свое коллективное мнение до чиновников от образования, авторов учебников, родителей школьников и других заинтересованных сторон начали объединяться по «отраслевому» (точнее, предметному) признаку. Характерно, что первыми свою общероссийскую профессиональную ассоциацию создали учителя истории -- дисциплины, преподавание которой вызывает, пожалуй, наиболее серьезные споры в обществе. Во вторник в Российском государственном гуманитарном университете состоялась учредительная конференция Ассоциации школьных учителей истории и обществознания.

Впрочем, появление этого профессионального объединения вряд ли можно считать исключительно низовой инициативой. По словам одного из организаторов конференции -- ректора РГГУ, членкора Российской академии наук Ефима Пивовара, идея создания ассоциации исходит от замминистра образования и науки Исаака Калины и является одним из элементов реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Одной из своих целей новообразованное объединение ставит участие в борьбе с фальсификацией истории. Как отметил директор Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Академической образовательной ассоциации гуманитарного знания Александр Чубарьян, «в последнее время все чаще стали встречаться случаи, когда очевидные исторические факты, закрепленные в международных документах, оспариваются и получают неверную оценку». Посему задача учительской ассоциации в числе прочего «заключается в том, чтобы донести до будущих поколений правду об истории нашей страны».

С другой стороны, о необходимости создания профессионального объединения давно говорили сами педагоги. «В течение последних двух-трех лет в педагогическом сообществе шел разговор о том, что неплохо было бы создать такого рода предметные ассоциации -- объединения учителей математики, физики, русского языка», -- пояснил академик Чубарьян. Появление общей структуры, объединяющей предметников, может помочь учителям -- в данном случае учителям истории -- выработать общие подходы к преподаванию и обсудить наиболее острые проблемы, коих за последнее время накопилось достаточно. «Честно говоря, я не ожидал, что учителя из регионов столь активно откликнутся, но конференция показала, что инициатива упала на подготовленную почву, -- заметил г-н Чубарьян. -- Мы получили почти 300 заявок, присутствовало более 200 человек из 80 с лишним регионов России». По завершении учредительной конференции было решено созвать съезд учителей истории в начале следующего года.

Таким образом, поясняет академик Чубарьян, учителя хотят принять активное участие в обсуждении тех вопросов, которые сейчас решаются на уровне Минобрнауки или всякого рода экспертных комиссий. «На мой взгляд, педагогическая общественность должна участвовать в обсуждении стандартов преподавания, в оценке учебников истории. В целом содержание исторического образования должно формироваться с учетом мнения тех, кто этот предмет преподает», -- подчеркивает директор Института всеобщей истории РАН.

В федеральном перечне учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в 2010/11 учебном году по программе среднего образования, числится 26 пособий по истории. Как заметил накануне конференции ректор РГГУ Ефим Пивовар, не следует стремиться к тому, чтобы оставить один «единственно правильный» учебник, в особенности это касается преподавания отечественной истории. Однако наличие десятков учебников, выражающих различные точки зрения, по мнению г-на Пивовара, может лишь дезориентировать учителей. «Поэтому разумным было бы ограничивать их (учебников. -- Ред.) количество, вполне достаточно трех-четырех», -- сказал г-н Пивовар РИА Новости.

Академия наук со своей стороны обещает помочь в решении проблемы, о которой говорят непосредственные «потребители услуг» -- школьники и их родители: речь идет о низком качестве преподавания истории. «В этом году Институт общей истории РАН объявил целевой набор в заочную аспирантуру -- специально для учителей средней школы, -- рассказал академик Александр Чубарьян. -- Академия также намерена подготовить пособие для учителей средней школы, в котором проинформирует педагогов о новейших достижениях исторической науки».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Обсуждение нового учебника истории