Время новостей
     N°108, 24 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2010
Открытая страна
Россия собирается либерализовать рынок труда и определить судьбу своего главного международного аэропорта
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в рамках вчерашнего правительственного часа в Совете Федерации заявил, что уже к осени возможна определенная либерализация на рынке труда для иностранных рабочих. Говорил он не только о проблемах привлечения иностранной рабочей силы в Россию, но и о поддержке российских компаний, которые могут столкнуться с трудностями при осуществлении инвестиций за рубежом.

Первый вице-премьер рассказал сенаторам, как идут многосторонние консультации по спорному вопросу увеличения лимитов на найм иностранцев. Его коллеги по кабинету министров -- вице-премьер Александр Жуков и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова занимают позиции, близкие к профсоюзной точке зрения: они выступают против создания «необоснованной конкуренции на рынке труда». Как пояснил г-н Шувалов, российские профсоюзы полагают, что "надо заботиться в первую очередь о тех, кто живет в Российской Федерации". Напомним, что именно эта точка зрения возобладала в конце прошлого года, когда ранее одобренные квоты на 2010 год были сокращены с 1,9 млн разрешений на привлечение иностранной рабочей силы до приблизительно 1,3 млн человек. На решение повлияла в том числе возросшая в результате кризиса безработица.

Но Игорь Шувалов, выступая вчера в Совете Федерации, заявил, что, по его убеждению, России сейчас не хватает как высококвалифицированных специалистов, так и «рабочих рук, которые будут выполнять ту работу на строительных объектах, за которую мы не хотим браться». Рынок труда в России для иностранных рабочих сильно зарегулирован, и это касается в том числе высококвалифицированных специалистов.

Игорь Шувалов напомнил сенаторам, что уже принято решение об упрощении миграционного порядка для специалистов высокой квалификации: «Для таких специалистов мы вводим особый порядок их приглашения и выдачи разрешительных документов. Теперь получить многократную визу, по которой можно работать специалистам в Российской Федерации, будет достаточно просто».

Но кроме облегчения въезда иностранцев в Россию и их жизни в стране правительство собирается поддержать и отечественные компании, которые осуществляют инвестиции за рубежом. «Мы будем работать по каждой конкретной компании, которая столкнется со сложностями», -- сказал г-н Шувалов. А то, что сложности имеются, по мнению чиновника, очевидно: «В различных государствах российские инвестиции приветствуются и принимаются с благодарностью, но это не касается всех инвестиций».

В качестве «яркого примера» первый вице-премьер привел попытку группы «Ренова» вложиться в швейцарские высокотехнологичные компании. Разрешение на инвестиции до сих пор не получено, более того -- компания попала под штрафные санкции. «Сегодня «Ренова», завтра какая-нибудь другая компания, послезавтра это уже огромный ряд примеров», -- рассуждал г-н Шувалов. По его мнению, правительство не должно прибегать к экстраординарным мерам -- следует просто вести планомерную работу по защите интересов отечественных компаний. «Здесь нет никаких новых технологий, мы научились этому у наших зарубежных партнеров. Они никогда не упускают возможность обсудить сложности, с которыми сталкиваются их компании в России», -- сказал первый вице-премьер. Правда, самим компаниям не стоит уповать лишь на поддержку со стороны государства. Российским бизнесменам придется самим научиться «вести себя за рубежом по правилам ведения бизнеса», обязательно учитывая при этом не слишком позитивный имидж отечественного предпринимательства в целом. «Он изменится, но только с течением времени», -- попытался утешить Игорь Шувалов.

Он также сообщил сенаторам, что консультанты по вопросам приватизации аэропорта Шереметьево (альянс ИК «Тройка Диалог» и банка Credit Suisse) рекомендуют правительству не ограничиваться поиском управляющей компании только для одного московского аэропорта. «Если вы хотите, чтобы в России был свой транспортный узел, вы не можете принять решение только по Шереметьево. Изначально сложилась абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов, что недопустимо, если вы говорите, что собираетесь конкурировать с европейскими аэропортами», -- передал г-н Шувалов мнение консультантов. Принять общее решение по трем аэропортам правительству сложно: Домодедово -- частный аэропорт, Внуково -- наполовину частный, а часть принадлежит правительству Москвы.

По словам г-на Шувалова, при принятии решения правительство намерено руководствоваться не целью получения средств в госбюджет, а стремлением качественно улучшить инфраструктуру Шереметьево. Уровень обслуживания в Шереметьево г-н Шувалов назвал "унижением и безобразием, которое просто уже довлеет над нами". "У нас есть возможность устроить взлетно-посадочную полосу в Шереметьево, ограничивая при этом развитие Внуково, потому что там тоже хотят строить взлетно-посадочную полосу. Можем как-то административно на эти вещи влиять, но это будет не очень разумно". Как заявил Игорь Шувалов, судьба Шереметьево будет решена либо в конце 2010-го, либо в начале 2011 года.

Юлия МИРОНОВА